Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста. Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором – научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. Важным показателям развития произвольной памяти является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т. е. осуществить самоконтроль. Результаты исследований свидетельствуют о положительном влиянии даже самой задачи самоконтроля на обучение мнемическому приему. Самоконтроль, в наглядно-действенной форме стимулировал овладение детьми логическим приемом запоминания.
Воображение – один из важных психических познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной длительности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.
Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Непосредственные впечатления (посещение музеев и выставок, просмотр кинокартин, экскурсии и т.д.) также развивают воображение. Можно наметить основные тенденции развития воображения в младшем школьном возрасте. Прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, треугольником и т.д. Не лишаясь живости, яркости и конкретности, представление младших школьников постепенно становятся более реалистическими, все более верно отражают содержание учебных предметов, прочитанных детьми книг, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. И здесь образы становятся более реалистическими, сдерживается необузданная фантазия, не связанная никакими законами логики.
Таким образом, воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений, что и придает ему творческий характер. С другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции логики, законов объективного мира. В заключении следует обратить внимание еще на одну особенность детского воображения, которую порой неправомерно принимают за проявление лживости. Дети 7-8 летнего возраста иногда, увлеченно пересказывая какое-либо событие, непроизвольно неумышленно вносят в него дополнение от себя, обогащают его выдуманными подробностями. Здесь явный случай переплетения фантазии с реальностью, причем ребенок и сам искренне верит тому, что так было. Так же невинно фантазирует ребенок и тогда, когда хочет вызвать интерес взрослого к своему рассказу, привлечь его внимание. Аналогичное бывает и в случае, когда ребенок, чувствуя себя ущемленным в каком-то отношении, испытывает своеобразную потребность в самоутверждении, желает возвыситься в глазах взрослых или своих сверстниках. Преодолевать подобное фантазирование младшего школьника, конечно, необходимо, но надо делать это мягко, чутко и тактично.
Еще по теме:
Исследование и измерение способностей
Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать так ...
Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте
В социально-психологических и педагогических исследованиях для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т.п. Как показ ...
Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка
младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация ...
