Человеческие потребности

Человеческие потребности

Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать[1].

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека нет числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

 

Еще по теме:

Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения ...

Эффективное общение
Человек - “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное и ...

Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по­мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru