Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Полезная информация » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Страница 7

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника.

Если восприятие и память к началу школьного обучения уже проделали значительный путь развития, как, правильно отмечая, выдающийся психолог Л.С. Выготский, то интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия, памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. В школьном возрасте указывал Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. Но претерпевает такое развитие, которое не проделывают больше ни память, ни восприятие» [74, с. 67]. Здесь отчетливо сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Исследования показали, что при разной организации учебного процесса, при изменении содержания обучения, в зависимости от разной его методики можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качество конкретных предметов и явлений. Можно согласится, при некоторых оговорках, с мнением известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, что мышление школьника 7-10 лет находится в основном на стадии конкретных операций, на основании которых может происходить систематизация свойств, данных в непосредственно наглядном опыте. К концу младшего школьного возраста учащиеся при правильном обучении способны перейти к следующей стадии – к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. На это и ориентируются новые программы, которые предусматривают, чтобы школьники, знакомясь с новыми материалами, учились самостоятельно рассуждать и делать выводы, сопоставлять, сравнивать и анализировать факты, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Итак, ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постоянно начинают формироваться понятия, которые вслед за Л.С. Выготским, мы называем научным, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения. Чтобы сформировать у ребенка научное понятие, необходимо научить школьника дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ученику, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Эти признаки не всегда легко увидеть и выделить. Вместе с тем школьник должен понять, что имеются и несущественные для данного понятия признаки, характеризующие индивидуальные особенности предмета, которые иногда очень заметны и впечатляющи.

Умение дифференцировать признаки и выделять существенное приходит не сразу. Ведь младший школьник воспринимает в первую очередь внешние признаки, а именно они-то могут и не быть существенными.

Этим и объясняется наиболее частая ошибка, которую допускают младшие школьники в процессе формирования понятий, – замещения признаков, неправомерное обобщение на основе несущественных признаков или на основе рядоположения существенных и несущественных признаков.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Движения простейших
Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных. Это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «пе ...

Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражите­лям ок ...

Рождение педагогической системы М. Мантессори
В 1896 г. М. Монтессори заканчивает университет и становится первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогич ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru