Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Полезная информация » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Страница 4

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе. Их внимание легко отвлекается, поэтому они могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении.

Исследования показали, что учащиеся I и II классов могут сохранять усидчивость и внимание непосредственно в течении 30 – 35 минут, и более. Это надо учитывать при организации урока делать небольшие перерывы в работе.

Учащиеся III – IV классов, как показали исследования Н.Ф. Добрынина, могут сохранять внимание непрерывно в течение всего урока. Короткие паузы, видимо, полезно, но устраивать перерывы в работе нет необходимости. Важно другое – периодически менять виды работы школьников, тогда и большого утомления не наступит. Разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания.

Внимание учащихся зависит от темпа учебной работы. Интересное исследование М.Н. Шардакова показало, что слишком быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости и концентрированности внимания [60, с. 15]. Наиболее оптимален средней темп работы, который тем ниже, чем младше школьники.

Возможности развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания младших школьников в процессе обучения очень велики, сам процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с развитием высоких общественных мотивов учения, вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе младшего школьника формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая – словесно-логическая. Они лучше быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Младшие школьники (особенно в I и II классах) склоны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, существенного преобразования, без попыток передать его содержание другими словами. Это объясняется, по меньшей мере, четырьмя обстоятельствами. Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, младший школьник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу запомнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что нужно запомнить дословно, а что – самых общих чертах), а учитель часто не помогает ребенку в этом ограничиваясь требованием воспроизводить материал и достаточно полно. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно. В-третьих, младшие школьники (особенно первоклассники и второклассники) и плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем предать общий смысл своими словами. И, наконец, как показали исследования А.А. Смирнова и его сотрудников, многие младшие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание не умеют разбивать материал на смысловые группы пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста, связанный с его реконструкцией. Смысловая память – способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, мыслей, доказательств, аргументации, логических схем и рассуждений – приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Учитель обязан всемерно стимулировать развитие смысловой памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминания, реконструировать его излагать своими словами, сохраняя основное содержание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Воспитание младшего школьника в играх
Изменение роли игры в младшем школьном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очере ...

Доверие как социально-психологическое явление.
В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с дру ...

Состав, структура и динамика ценностных ориентации личности
Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются таки ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru