Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Полезная информация » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, что необходимо учитывать, знакомя учащихся со сведениями из природоведения, истории, географии. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в этом плане очень ограничен и беден.

Исследования показали, что часто младшие школьники совершенно не понимают отдаленности события во времени, исторические даты нередко являются для них абстракцией, не имеющей реального значения. Учителю необходимо специально учить школьников правильно воспринимать и оценивать временные и пространственные соотношения, не удовлетворять формально правильными ответами. Вместе с расширением опыта и общим развитием в процессе обучения совершенствуется и восприятие младшими школьниками временных и пространственных отношений, открывается возможность сознательного оперирования пространственными и временными понятиями.

Основной особенностью внимания является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления или в младшем школьном возрасте ограниченны. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание удерживается на объекте и при наличии «далекой» мотивации (старшеклассник может заставить себя сосредоточится на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).

Воспитание у младших школьников «далекой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путем постепенного связывания друг с другом близких и все более и более отдаленных целей. Например, наиболее «далекая» мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связаться с более «близким» мотивом (успешно перейти в следующий класс), а этот, в свою очередь, с ближайшим мотивом – получить высокую оценку учителя.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучение в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий – иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Однако надо помнить, что младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возмущения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.

Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок интересным, занимательным. И это правильно. Но следует иметь в виду, что учеников надо приучать быть внимательным и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным. Иначе вырабатывается изнеженное, избалованное внимание, привычка относится со вниманием только к интересному, ученик не сумеет мобилизировать произвольное внимание в тех случаях, когда какие-то элементы деятельности непосредственного интереса не вызывают. Об этом предупреждал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [28, с. 34].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки
Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории — категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и ...

Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.
К психическим состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение как сотрудников ОВД, так и лиц, вовлеченных в сферу их деятельности, следует, прежде всего, отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и ег ...

Основные функции управления на различных уровнях образовательных систем.
Рассмотрим критерии определения эффективности деятельности по формированию системы государственно - общественного управления общеобразовательной системой (общеобразовательным учреждением) 1. Сформированность системы государственно - обще ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru