Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Страница 1

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по­мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его вне­запным страхом, кто-то неудачно выступил публич­но, так как не сумел преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи­ваний приятного процесс и результаты практичес­кой деятельности, направленной на удовлетворе­ние его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи кото­рого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих по­требностей. При этом самая старая по происхожде­нию, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных пережива­ний — это удовольствие, получаемое от удовлетво­рения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обо­стрении соответствующей потребности[4,78].

Эмоции являются специфической реакцией орга­низма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

Первый — это компонент эмоционального воз­буждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит со­бытие, имеющее значение для субъекта, это приво­дит к возникновению (или увеличению) возбужден­ности, общему изменению скорости и интенсивнос­ти протекания психических, моторных и вегетатив­ных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъек­та — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрица­тельная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процес­са заключается в побуждении действий, поддержи­вающих контакт с позитивным событием, отрица­тельного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфи­ческими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компо­нента эмоциональные реакции или вызванные эмо­циями особые формы поведения приобретают спе­цифический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психо­логи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной сис­темы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперимен­ты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров поло­жительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я[13]. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризу­ют его как внутреннее состояние, как акт регуля­ции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Правила проведения деловой беседы
1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует двойной интерес: а) относительно существа дела, обсуждаемого в беседе, б) относительно своего взаимодействия с партнером. Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждае ...

Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к раз­витию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях уч­реждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его разви ...

Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru