Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Страница 2

Аффект — это наиболее мощная эмоциональ­ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от­носительно эмоциональное кратковременное пере­живание. Аффект полностью захватывает всю пси­хику человека и предопределяет реакцию на ситуа­цию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздей­ствующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуп­равляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат­ной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в резуль­тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероят­ные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий харак­тер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной си­туации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и за­вершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправ­ленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда реаль­ный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный ре­зультат, и наоборот, недостаток реального результа­та, несовпадение с ожидаемым — приводит к от­рицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отече­ственным психологом C. Самыгиным[16].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха разви­вается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Та­кое состояние называется фобией.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе
Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [7, с.5]. Учёный К. Изард объясняет разл ...

Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края
Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных св ...

Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
На низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.inminds.ru