Итак, в психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют наряду с другими профессиональными и личностными качествами, необходимыми в работе психолога и эмоциональную стойкость.
При этом в психологической литературе существуют исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Требования к эталону личности целиком реальные и применимые практически, при условии, что личность мотивирована для представления психологической помощи другим, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. А эффективность деятельности, как известно, зависит от личностных черт психолога-консультанта. Например, Овчарова Р. В. рассматривает требования к личности и деятельности будущего психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она выделяет такие личностные характеристики идеального практического психолога:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проникновенным, рассудительным, вольнодумным, аналитиком.
2. Психолог социабелен, поэтому любит работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезный, тактичный, дипломатичен в общении.
3. Он любит общие действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувства и ответственность, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально стоек, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, стрессоустойчив.
Овчарова Р. В. перечисляет и "личностные проявления, несовместимые с работой психолога": незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, чрезмерная заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессам, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и ощущение вины, низкая самооценка [9, с. 77].
Эти требования абсолютизированы, так как тяжело найти такие, в которых органически объединялось бы между собой такое множество свойств и качеств, тем не менее, данные эталонные требования могут быть общими ориентирами.
Климов Е. А. относит профессию психолога к типу "человек- человек" как профессию, которая требует специальных знаний, умений, привычек, то есть, специального обучения (квалификации) работника, где формируются вторичные признаки специальности. К этим признаками относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональная стойкость, интеллектуальная активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность [9, с. 77].
Для психолога аксиомой является уважение клиента. Абрамова Г. С. считает, что позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я - концепции [1, с. 37].
Аминов Н. А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу влияния на поведение других, интегральную чувствительность объекта, процесса и результата психологической деятельности [9, с. 76].
В рамках физиологического подхода к исследованию индивидуальных расхождений способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями естественными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.
Обозов М. М. в первую очередь обращает внимание на такие качества:
1. безоценочное отношение к индивидуальным особенностям людей;
2. чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находятся рядом, тактичное отношение к клиенту;
3. пластичность (динамичность вместе с гибкостью), то есть, способность легко переключаться с одного темы на другую, легко выходить из тупиков;
4. эмоциональная сдержанность и терпимость - способность избегать невротических и субъективных отклонений в своих оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить - толерантность к возможным невротическим срывам клиента;
5. поддержка общей культуры поведения, то есть, использование знаний образцов культурного наследия;
6. умение выстраивать и выдерживать окончательно свою линию поведения, то есть, умение своевременно возвратить разговор к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или когда обсуждение выходит за рамки объективности;
Еще по теме:
Социально-психологические аспекты алкоголизации населения
В этом контексте профилактика социально-значимых болезней приобретает особое значение, т.к. оказывает воздействие не только на качество жизни больного, но и на его социальное окружение и общество в целом. Одной из таких болезней является ...
Экстрасенсы: миф или реальность
Экстрасенсорика - смесь из древних знаний, достижений науки и методов, полученных интуитивным путем. Обычно к проявлениям экстрасенсорики причисляют: телепатию, ясновидение, проскопию, лозоходство (биолокацию), также к проявлениям экстрас ...
Этические проблемы в психологическом исследовании. Измерение концентрации внимания
Интерес к этическим проблема в психологии вырос в последнее время. Это связано с тем, что возрастает востребованность психологов и расширяются возможности, а с другой - возникают какие-то новые, неведомые по прошлому опыту проблемы. В час ...