Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

Полезная информация » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

Страница 1

Итак, в психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют наряду с другими профессиональными и личностными качествами, необходимыми в работе психолога и эмоциональную стойкость.

При этом в психологической литературе существуют исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Требования к эталону личности целиком реальные и применимые практически, при условии, что личность мотивирована для представления психологической помощи другим, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. А эффективность деятельности, как известно, зависит от личностных черт психолога-консультанта. Например, Овчарова Р. В. рассматривает требования к личности и деятельности будущего психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она выделяет такие личностные характеристики идеального практического психолога:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проникновенным, рассудительным, вольнодумным, аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому любит работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезный, тактичный, дипломатичен в общении.

3. Он любит общие действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувства и ответственность, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально стоек, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, стрессоустойчив.

Овчарова Р. В. перечисляет и "личностные проявления, несовместимые с работой психолога": незрелость личности, низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, чрезмерная заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессам, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и ощущение вины, низкая самооценка [9, с. 77].

Эти требования абсолютизированы, так как тяжело найти такие, в которых органически объединялось бы между собой такое множество свойств и качеств, тем не менее, данные эталонные требования могут быть общими ориентирами.

Климов Е. А. относит профессию психолога к типу "человек- человек" как профессию, которая требует специальных знаний, умений, привычек, то есть, специального обучения (квалификации) работника, где формируются вторичные признаки специальности. К этим признаками относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональная стойкость, интеллектуальная активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность [9, с. 77].

Для психолога аксиомой является уважение клиента. Абрамова Г. С. считает, что позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я - концепции [1, с. 37].

Аминов Н. А. считает главными условиями профессионализма психолога коммуникативные умения, силу влияния на поведение других, интегральную чувствительность объекта, процесса и результата психологической деятельности [9, с. 76].

В рамках физиологического подхода к исследованию индивидуальных расхождений способностей человека была выявлена взаимосвязь между коммуникативными способностями естественными типологическими предпосылками, в частности, слабостью и лабильностью ЦНС, ее адаптационными свойствами.

Обозов М. М. в первую очередь обращает внимание на такие качества:

1. безоценочное отношение к индивидуальным особенностям людей;

2. чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находятся рядом, тактичное отношение к клиенту;

3. пластичность (динамичность вместе с гибкостью), то есть, способность легко переключаться с одного темы на другую, легко выходить из тупиков;

4. эмоциональная сдержанность и терпимость - способность избегать невротических и субъективных отклонений в своих оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, успокоить - толерантность к возможным невротическим срывам клиента;

5. поддержка общей культуры поведения, то есть, использование знаний образцов культурного наследия;

6. умение выстраивать и выдерживать окончательно свою линию поведения, то есть, умение своевременно возвратить разговор к заданной теме, если клиент перескакивает с одной темы на другую или когда обсуждение выходит за рамки объективности;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Проблема возникновения новых гипотез
При описании общих черт экспериментального метода не был затронут вопрос "откуда берутся экспериментальные гипотезы?". Их выдвигает исследователь, решая научные задачи или желая достигнуть практических целей средствами научного ...

Характеристика действий и движений
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувс ...

Психологическое консультирование и просвещение
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспит ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru