Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

Полезная информация » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

Страница 3

У любого психолога есть и постоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требует продолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтому эмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимых профессиональных качеств.

Исследование психологов и физиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойств высшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональная стойкость зависит от свойства "реактивности личности". В случае "реактивность" характеризует высоту порога чувствительность проблемы и порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог трудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, в значительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.

Итак, по мнению В. Д. Небылицына, проблема свойств нервной системы «превращается в план проблемы факторов оперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией при условиях значительной напряженности» [4, с. 125].

Эффективность формирования эмоциональной стойкости у студентов -психологов определяется применением упражнений специального психофизического тренинга и ранней психодиагностикой, которая учитывает характеристики эмоциональной стойкости на разных уровнях ее проявления. Главным путем формирования эмоциональной стойкости является овладение приемами эмоционально-волевой регуляции на психологическом и физическом уровнях, развитие и усовершенствование индивидуальных свойств и психических функций личности, которые обеспечивают эмоциональную стойкость. Применение целостного комплекса психокоррекционного влияния разрешает оптимизировать эмоциональную стойкость будущих психологов во время учебной деятельности.

Изучение психологических условий и особенностей учебной деятельности студентов определило целесообразность и необходимость формирования эмоциональной стойкости, обусловило отбор комплекса психодиагностических и психокоррекционных методик. Это также дало возможность отделить те факторы, которые существенно влияют на эффективность учебной деятельности и уровень эмоциональной стойкости - увеличение интенсивности информационного потока, увеличение количества видов деятельности, возрастание личной ответственности за успешность учебной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной нагрузки.

Информативными показателями, которые свидетельствуют об изменении уровня эмоциональной стойкости, следует считать: нейротизм, ситуативную тревожность, нервно-психическую стойкость; гипертимность, тревожность, возбудимость, эмотивные типы акцентуаций; общую интернальность, предметную и социальную эргичность, предметную и социальную пластичность, социальный темп, предметную и социальную эмоциональность; эмоциональную стойкость; такие эмоциональные состояния как тревожность, агрессивность, ригидность, трудоспособность и успешность учебной деятельности.

Обычно диагностика осуществляется при помощи отдельных методик: методики определения эмоциональной стойкости (разработанной сотрудниками лаборатории психофизиологических проблем высшей школы Казанского университета), методики ТТАРС (определение тревоги, трудоспособности, активности, расположения духа и самочувствия), методики диагностики эмоциональных состояний Г. Айзенка, методики определения темперамента В. М. Русалова, методики определения локуса контроля Дж. Роттера и нейротизма Г. Айзенка.

Итак, для будущего психолога эмоциональная стойкость – это не только профессионально необходимая черта, но и качество, которое нужно вырабатывать на протяжении всей жизни.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Личность и индивидуальность
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах те ...

Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекция» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможносте ...

Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребнос ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru