· отсутствие уверенности в прочности брака;
· переживания из-за отношений с супругом;
· переживания из-за отношений со своими родителями или родителями мужа;
· переживания в связи со здоровьем и положением близких;
· переживания в связи с работой или учебой;
· сильные испуги;
· повышенная чувствительность к стрессу;
· страх перед родами;
· ребенок является нежеланным;
· нежелание рождения того или иного пола;
· внутренняя неудовлетворенность матери при беременности;
· токсикозы первой и второй половины беременности;
· угроза выкидыша;
· плохое обслуживание акушерско-гинекологическим составом;
· затяжные роды.
Любые переживания женщины во время беременности скажутся на родившемся ребенке, т.к. любое состояние, которое испытывает она, закладывается в сознание ребенка. Например, женщина не желает рождения ребенка, либо желает рождение другого пола. В организм заложена программа -избавиться от ребенка- поэтому и происходят преждевременные роды.
Страх это не всегда плохо, как нам это может показаться, давайте рассмотрим подробнее какое влияние имеет страх: отрицательное или положительное?
v страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия (+);
v страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД (+);
§ невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм;
§ страх подрывает неуверенность в себе, решительность в действиях, поступках;
§ взрослый, который в свое время не избавился от страхов, скорее всего, передаст свои волнения ребенку;
§ страх уродует мышление, которое становится хаотичным, вялым, заторможенным. Мышление теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями;
§ из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как ожидается, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство;
§ все новое воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а все поведение приобретает пассивный излишне осторожный характер;
§ в некоторых случаях люди так устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей.
Перинатальный опыт рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать истинный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к концу внутриутробного периода развития.
В нашем определении страх- это аффективно заостренное проявление инстинкта самосохранения. В том, что последний достаточно развит к концу антенатального периода жизни, говорят исследования. По данным А.И. Захарова антенатальная угроза для жизни (стеснение, сдавливание, боль, недостаток кислорода - то, что означает удушье и смерть) способна вызвать ответные реакции беспокойства, доходящие до градации безотчетного страха. Более того, ужас как апогей страха способен заразиться именно в ситуации первичной угрозы для жизни, когда включаются в максимальной мере инстинктивные и гормональные опосредованные механизмы рефлекторной защиты и выживания. В ситуации тяжелых родов, в том числе длительного безводного периода и не раскрытия шейки матки возникает реальная угроза для жизни ребенка. Тогда испытываемый страх может надолго оставить свой след в психике.
Имеет значение для последующего возникновения страхов и степень тяжести родов. Мы не берем поражения ЦНС, нет здесь, как бы мы выразились, и «потери сознания», более просто, отключения. Наоборот, плод может отчетливо реагировать беспокойством на непреодолимые пока препятствия для его появления на свет.
При этом у детей, перенесших травмирующий родовой опыт, отмечается более раннее появление страхов.
Рассмотрим психологическую структуру некоторых страхов.
Страх темноты
подразумевает безраздельный страх перед любой опасностью, появляющейся из нечто. Обычно страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ.
Во всех случаях страх темноты - развитие у детей воображения и фантазии. В интересующем нас вопросе влияния родового опыта на появление данного страха, можно представить, что темнота как раз и есть отражение внутриутробного существования ребенка. Тогда темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных лишить его жизни.
Еще по теме:
Определение и цели психологического консультирования
Психологическое консультирование как профессия является относительно молодой областью психологической практики, выделившейся и психотерапии.
Эта профессия возникла в ответ на потребность людей, не имеющих клинических нарушений, однако ну ...
Механизмы целеобразования
О.К. Тихомиров (1977) выделил следующие механизмы целеобразования:
преобразование побочного результата действия в цель на основе его осознания и связывания с мотивом;
превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадии подготовки п ...
Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реали ...