Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

Полезная информация » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

Страница 2

7. наличие знаний в области поведения людей в конфликтах [3, с. 26].

Много внимания уделил эмоциональной сфере психолога Р. Кочюнас. он настаивает, что психологу необходимо иметь такие черты:

1. проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение при общении с ними;

2. чувствительность к установкам и к поведению других людей, способность отождествляться с разнообразнейший людьми;

3. эмоциональная стабильность и объективность, то есть, способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные же проблемы и принимать за них ответственность [19, с. 174].

Психолог должен понимать, замечать свои чувства, в частности и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет контролировать свое поведение. Ведь психолог способен оказывать содействие в положительных изменениях клиента только тогда, когда проявляет толерантность ко всему разнообразию чужих и «своих» эмоциональных реакций.

А чем больше психолог знает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов.

Студенты должны знать, что профессия психолога, с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь других, оказать им помощь. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А. Стора, противопоставляется:

- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиенте:

- отрицательные последствия, которые могут возникнуть в личной жизни (семья, друзья);

- угроза психических нарушений из-за постоянных стычек с темными сторонами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это "подсознательной инфекцией"). [13, с. 37]. Ведь психолог не имеет возможности узнать о деятельности клиента в реальной жизни, и получает информацию лишь от самого клиента, из его слов узнавая о многочисленных тревогах, страхах, неудачах, и, в гораздо меньшей мере – о достижениях.

Чрезмерное увлечение профессиональной деятельностью может сказаться и на семье психолога. Г. Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. профессиональная этика требует запретить психологу делиться с членами своей семьи своими психотерапевтическими впечатлениями.

2. Психологическое консультирование требует больших эмоциональных затрат, то есть, выслушивая проблемы других людей, углубляясь в их хлопоты, после рабочего дня бывает тяжело проникнуться хлопотами членов своей семьи. Ведь неопытный психолог-новичок может думать, скорее всего, о неразрешимых проблемах своего клиента даже по окончании рабочего времени.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, которые несут большую эмоциональную нагрузку. Представителям этих профессий угрожает опасность "синдрома выгорания".

"Синдром выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который выражается в эмоциональном, умственном и физическом истощении после продолжительной эмоциональной нагрузки и является показателем профессиональной дезадаптации работника [14, с. 127].

Феномен "выгорание" является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, потерей веры в собственные силы, и, как следствие, невозможность качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Причинами возникновения синдрома "выгорания" по мнению О. Н. Моховикова являются: внутренний конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.

Отечественные психологи считают, что в основе феномена "выгорания" лежит механизм идентификации - отчуждение. Идентифицируясь с отрицательными переживаниями клиента, консультант переживает "чужое свое" и, нарушая целостность «Я» в кризисных ситуациях обуславливает "выгорание". [15, с. 36].

Кочюнас Р. отмечает, что люди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествлять себя с другими) больше поддаются этому синдрому.

Не секрет, что во время своей деятельности психолог нередко ощущает сильные отрицательные эмоции. Существуют запросы от клиентов с целью манипулирования консультантом, обращение по поводу актуальных сенсаций, просьба «навредить» родителям, детям и друзьям, обращение со скуки, обращение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Организация детского пространства
М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый – все их выбросить. В "Доме ребенка" были у ...

Комплекс неполноценности
Главной целью и сверхзадачей человека Адлер считал его попытки преодолевать комплекс неполноценности с тем, чтобы быть сильным и могущественным, и преуспевать в соответствии с личностным определением индивидуумом того, что означает успех. ...

Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической л ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru