Психологическая структура личности юриста

Страница 1

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам человеческого фактора.

Проведенный профессиографический анализ правоохра­нительной деятельности позволил сформулировать основные факторы профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

Рассмотрим эти факторы.

I фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.

К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

• высокий уровень правосознания;

• принципиальность (непримиримость) в борьбе с наруше­ниями правопорядка;

• честность, гражданское мужество, совестливость;

•обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

•обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

II фактор – нервно психологическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает:

• устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

• развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.

III фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста,

которые обусловлены следующими качествами личности:

• развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

• гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;

• аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

• активность, подвижность психических познавательных процессов ( восприятия, емкой памяти, продуктивного мышле­ния, внимания);

• развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память - качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностические неблагоприятные.

IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

• способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

• проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

• доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

• свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

• умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

• способность к сотрудничеству, достижению компромис­сов, соглашений;

• развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

• адекватную самооценку;

• чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Теоретические основы изучения народонаселения
Демография (с греч. demos – народ, grafio – пишу). Объект изучения демографии – население. Предмет демографии – процессы и факторы воспроизводства населения как одного из фундаментальных компонентов воспроизводства общества. Население и н ...

Характеристики эмоционального реагирования
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), ...

Человек как субъект
Исследование универсальности человека как субъекта, способного не только к практически духовному воспроизведению любой сферы объективной действительности, но, прежде всего к созданию из вещества природы таких объектов, которые природе сам ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru