Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте

Полезная информация » Я - концепция младшего школьника » Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте

Страница 3

Сверстники – это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению в обществе.

Дома все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между ними очевидно для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других. Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники.

Т. о. группа сверстников необходима ребенку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием.

В рамках процесса социализации группа сверстников оказывает значительное влияние на современного человека. Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. В результате работы этих механизмов ребенок усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой». (19, с. 76)

Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его»принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я». (17, с. 96)

Общение со сверстниками это ещё и «специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых».

Главным детерминантом проявления межличностных отношений в группе сверстников является совместная деятельность, её содержание и ценностные характеристики.

Т.о. в совместных видах деятельности каждый член группы, благодаря личной активности, становится участником получения знаний, оценок окружающих и формирования представлений о себе.

Знания, полученные о другом человеке, никогда не остаются достоянием только познающего, в той или иной форме он доводит их до сведения других, т.е. ситуация обратной связи, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того, каким он воспринят

Вся школьная жизнь – это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты данной ситуации откладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекало внимание психологов

Чаще всего в литературе эти отношения характеризуются узостью межличностных связей, представляющие собой отношения между двумя детьми, группы либо вообще не возникают, либо проявляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. Лидерство носит одиночный характер, каждая из подструктур имеет своего лидера.

Исследователи исходят, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными моментами выбора оказываются игровые. У большинства общение только в школе, таким образом по содержанию, широте, устойчивости межличностные отношения остаются на низком уровне развития.

Т.о. многие условия способствуют продолжения развития «Я- концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.

Сюжетно-игровое построение урока позволяет варьировать объём материала, даёт возможность учащимся самим выбирать игровую ситуацию, модифицировать и направлять её. Разнообразие ситуаций способствует обретению младшими школьниками успешности, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками обретения уверенности в себе, чувства самоуважения, достоинства как важнейших составляющих позитивного представления о собственной личности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Нормативная документация детского практического психолога
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветите ...

Эмоции и психические состояния
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций дл ...

Деятельность Станислава Теофиловича Шацкого
Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся педагог, просветитель, общественный деятель. С 1905 года он начал создавать развивающие центры для детей и подростков, такие как «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь». Главное значе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru