Эмоции и психические состояния

Полезная информация » Эмоции и психические состояния

Страница 1

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом.

Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции бывают положительные, отрицательные и нейтральные.

Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

В своей фундаментальной работе “Основы общей психологии” (1946) С.Л. Рубинштейн рассматривает три основных уровня эмоциональных переживаний.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.

Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания.

На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

На третьем уровне находятся обобщенные чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях.

В результате исследований чувственного развития большинство ученых сделало вывод о том, что существует несколько уровней в развитии чувственной сферы человека.

Простейшие чувственные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

Но в ходе развития чувства утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды высших чувств: социальных, интеллектуальных, эстетических.

Экспериментальные данные свидетельствуют также о дифференцированности чувств в отношении условий их возникновения, при этом большинство психологов предполагает двойную обусловленность чувств: с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой - особенностями воздействия (ситуацией).

В норме функционирование эмоциональной сферы характеризуется большим разнообразием эмоциональных откликов на события окружающей среды, достаточно быстрым чередованием эмоций разной модальности.

Один из видов эмоциональных нарушений заключается в смещении спектра эмоционального реагирования в сторону одного из полюсов: у человека на протяжении длительного времени доминируют либо эмоции положительной модальности (маниакальное, гипертимическое состояние), либо эмоции отрицательной модальности (депрессивное, гипотимическое состояние).

У человека, находящегося в маниакальном состоянии, постоянно радостное, приподнятое настроение.

Он переживает прилив душевных и физических сил. Радостное чувство сопровождается возбуждением, повышенной активностью, отсутствием чувства усталости, что окружающими квалифицируется как "заразительное веселье".

Вместе с тем в других вариантах радостное настроение может сочетаться с постоянными упреками в адрес окружающих, повышенной раздражительностью и гневливостью. В качестве самостоятельной разновидности гипертимического состояния рассматривается эйфория.

Если для маниакального состояния характерна заразительная веселость, то эйфории присущи благодушие, беспечность, переживание тихой радости, довольства, снижение самокритичности.

При гипотимии, в депрессивном состоянии, напротив, доминирует угнетенное, подавленное настроение. Человек испытывает "тяжесть на душе", переживает неизбывное душевное страдание, захвачен чувством бесперспективности существования, безнадежности своего положения, все окружающее видит в мрачных тонах, не доступен положительным эмоциям.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Эмоционально-волевая сфера детей с нарушением зрения
Эмоции: · выполняют регуляцию и охранную функции; · способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей; · побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; · помогают приспособиться к ситуации; · сопров ...

Составляющие эмоции
Эмоция — это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное пе ...

Движения простейших
Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных. Это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «пе ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru