Эмоции и психические состояния

Полезная информация » Эмоции и психические состояния

Страница 2

Такое состояние эмоциональной сферы проявляется в двигательной заторможенности, снижении аппетита, сочетается с потерей интереса к окружающему, ослаблением памяти, нарушениями сна.

В качестве особых состояний снижения настроения рассматриваются дистимия и дисфория. Дистимия - это преходящее угнетение настроения вследствие неудовлетворенности базисных биогенных, психогенных и социогенных потребностей. При дисфории пониженное настроение приобретает оттенок раздражительности, мрачного недовольства окружающим, озлобленности, взрывчатости, повышенной чувствительности ко всякому внешнему раздражителю.

Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ, действий или неопределенный беспредметный страх, называются фобиями (от греч. phobos - страх, боязнь). Здесь остро отрицательное эмоциональное переживание воплощается в конкретной его форме - в страхе.

Эмоциональная лабильность и слабость относятся к числу нарушений, которые характеризуются патологическими изменениями временных параметров протекания эмоциональных процессов.

При эмоциональной лабильности отмечается повышенная легкость возникновения эмоций, преимущественно отрицательных, быстрая их смена.

Незначительное утомление, сколько-нибудь длительная концентрация внимания вызывают поверхностный и неглубокий гнев, злобность или астенические эмоции: обиду, досаду.

О слабодушии или эмоциональной слабости говорят тогда, когда имеет место неустойчивость настроения, резкие его колебания - от эйфории до глубоких расстройств, сопровождаемых слезами.

Те и другие оказываются нестойкими и быстро сменяют друг друга: случайное горестное воспоминание тотчас вызывает слезы, а самое поверхностное утешение успокаивает и веселит. В отличие от эмоциональной лабильности при слабодушии эмоции глубоки.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Функции воли:

выбор мотивов и целей;

регуляция побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

организация психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

мобилизация физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

К типам нарушения воли относятся:

абулия - патологическое безволие, утрата желаний, отсутствие стремлений и побуждений к деятельности;

гипербулия - усиление волевой активности: повышенная деятельность, поpывистость, говоpливость, подвижность;

гипобулия - понижение волевой активности;

парабулия - извращение волевой активности, сопровождающееся соответствующей деятельностью: негативизмом, импульсивностью, вычурностью движений и т.д.

По К. Леонгарду акцентуации - это индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими.

П.Б. Ганнушкину удалось дать долгое время остававшимся наиболее четким определение психопатий, включающее:

1) прирожденность патологических особенностей;

2) то, что патологические особенности отражаются на всей душевной жизни, "накладывают властный отпечаток на весь душевный склад, тогда как наличие лишь отдельных черт не дает права признать их носителя психопатом";

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Эмоционально-личностное общение в период новорожденности
Младенчество – период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют 3 этапа: Новорожденность (первый месяц жизни) – возрастной период от рождения до четырех–шестинедельного возраста ...

Основные функции управления на различных уровнях образовательных систем.
Рассмотрим критерии определения эффективности деятельности по формированию системы государственно - общественного управления общеобразовательной системой (общеобразовательным учреждением) 1. Сформированность системы государственно - обще ...

Долговременные программы и жизненный путь личности
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Еще в детстве, каждый человек, чаще всего бесс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru