Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и у ребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, как ребенок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой он строит своё взаимодействие с ними. (22, с. 97)
От того уровня притязаний и самооценки, которое имеет младший школьник, зависят представления о своём будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте. Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность.
К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я – концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».
Объективные условия формирования личности, а значит и «Я- концепции», включают в себя макро-, мезо- и микрофакторы. Их влияние на формирование личности посвящено много работ не только в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии, педагогики, истории и др.
Оптимальным условием полноценного и здорового функционирования психики человека, как любой саморазвивающейся системы, является, по Б.Г. Ананьеву «обеспечение открытого взаимодействия или диалога на всех этапах и уровнях развития человека».(3. с. 98.)
Среди феноменов самосознания личности, одним из центральных феноменов является «диалогичность самосознания».
В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка от общения со взрослым в семье закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения.
Проблема взаимосвязи становления «Я» и межличностной коммуникации широко рассматривается в психологии.
Формирование «Я – концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.(30. с. 259.)
В исследованиях отечественных психологов систематизированы виды родительских отношений, которые можно представить как «многообразные, независимые измерения»:
любовь – враждебность;
автономия – контроль,
и позволяет выделить ряд «неадекватных способов воздействия родителей на «образ Я» ребенка, обусловленных психическим неблагополучием самих родителей.
Другой социальной группой, имеющей большое значение для развития «Я- концепции» личности ребенка, является детская субкультура. (1, с.92)
Возникновение детской субкультуры обусловлено половозрастной стратификацией общества. Как целостный историко-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.
Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества и обладающую собственным социальным статусом. Выражением и реализацией социального статуса является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.
Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников в социализации ребенка.
Еще по теме:
Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако ...
Психические особенности детей раннего возраста
Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей ...
Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако, говоря об интеллекте, «уме» животных, их мышлении необходимо прежде всего отметить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно ...
