Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Полезная информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Страница 5

Аффектогенная ситуация обычно носит неожиданный, остроконфликтный характер. Она сопровождается реальными угрозами, насилием, оскорблениями в отношении субъекта или его близких. Неожиданно оказавшись в угрожающей, психотравмирующей обстановке, субъект испытывает острую потребность действовать и неспособность быстро найти адекватные формы поведения. Это противоречие служит одной из причин возникновения аффекта.

Существуют и индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к аффекту: преобладание процессов возбуждения, эмоциональность, неустойчивая самооценка. На появление аффекта влияют и временные функциональные психофизиологические состояния.

Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченный аффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния че­ловек в разные моменты неодинаково отражает мир, различ­ным образом выражает свои переживания, в разной мере вла­деет собой и регулирует свои движения.

В начале аффективного состояния человек не может не ду­мать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практиче­ски важного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, ха­рактерная жестикуляция и мимика лица, учащенное или за­трудненное дыхание создают обычную картину нарастающе­го аффекта.

На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, че­ловек утрачивает контроль над собой, совершая уже безот­четные и безрассудные действия, которые позднее будет стыд­но вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся сис­темы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

Особую форму переживания чувств представляют стрессовые состояния (от англ. слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

Сресс /стрессовое состояние/ - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора /неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п./. Отрицательные переживания, с которым связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания.

Стрессорами могут быть не только сильные реально дей­ствующие раздражители, но и представляемые, воображае­мые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспре­деляет и усиливает физические и психические резервы челове­ка. Однако различные перенапряжения не проходят для чело­века бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фа­за стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отноше­нию к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза - истощение - становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адап­тационных резервов оказывается достаточно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.
В развитии ребенка существуют такие сферы, в которых отражают­ся наиболее существенные показатели возрастного развития. Одна из них — двигательная сфера. Ребенок, находящийся в условиях дет­ского ,дома, с детства несет на себе явную печат ...

Классификация методов психологического исследования
В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют так называемые общие методы исследования. Они используются во многих науках: наблюдение, метод анализа и синтеза ...

Понимание человека как субъекта
Субъект в психологии – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка с ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru