Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Полезная информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Страница 4

Все эти признаки имеют значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания: неосторожной формы вины, внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), превышения необходимой обороны или когда должностное лицо (оператор) не справилось со своими функциональными обязанностями в экстремальных условиях деятельности.

Эмоции страха, нравственные страдания, переживаемые субъектом в той или иной криминальной ситуации, могут быть составным элементом мотивационной сферы личности, рассматриваться в качестве психологического мотива, побудительной силы, толкнувшей его на совершение преступления (убийства, причинения телесных повреждений и т.п.).

Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах и имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения. При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе /см.ст.ст.107,113 УК РФ/ при квалификации преступлений и назначении наказания.

Аффектами называются эмоциональ­ные процессы, быстро овладевающие че­ловеком и бурно протекающие. Они характеризуются значи­тельными изменениями сознания, нарушением контроля за дей­ствиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал.

Аффективное поведение человека - это целостное психическое явление. Знание диагностических признаков аффекта помогает сотрудникам собрать необходимую информацию на предмет установления с помощью судебно-психологической экспертизы состояния аффекта. Такими признаками являются:

n субъективная внезапность возникновения аффективного возбуждения, прежде всего, для человека, у которого возник аффект;

n кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;

n интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющиеся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении в виде импульсивных, стереотипизированных действий (так называемые привычные автоматизмы);

n специфические изменения сознания, его «суженность», концентрация мышления на аффективно окрашенных переживаниях, вследствие чего субъектом осознаются только ближайшие цели и принимаются неадекватные возникшей ситуации решения в ущерб собственным планам и интересам, о чем он сам впоследствии обычно сожалеет;

n нарушение психических познавательных процессов (фрагментарность восприятия, частичная амнезия происшедшего и т.п.);

n внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушением артикуляции, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада);

n снижение эмоционально-волевой регуляции поведения, самоконтроля;

n постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, оглушенность, заторможенность в стадии спада.

Кроме этого исследуются характер аффектогенной ситуации, индивидуально-психологические особенности личности виновного, характер действий в момент совершения преступления и особенности поведения после.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколь ...

Становление детской практической психологии в России
В начале XX в. детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России. При этом она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Практическая психология развивалась и в тесном содружес ...

Виктор Франкл о смысле жизни
С 1942 по 1945 г.г. В. Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его брат, родители и жена. Под воздействием пребывания в этих лагерях выкристаллизовались его мысли о смысле жизни и страдания, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru