Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Полезная информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Страница 3

Известно, что некоторые люди вообще не склонны переживать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует должная осторожность и предусмотрительность в поведении, значительно снижен уровень самоконтроля. В большей мере это свойственно молодым, беспечным по характеру, социально незрелым людям, не имеющим жизненного опыта, а иногда просто лицам со сниженным уровнем интеллекта, с неразвитыми прогностическими способностями. Нередко эти качества отражаются на их легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, что может способствовать совершению такими лицами противоправных действий по неосторожности. Кроме того, сниженный уровень тревожности у субъекта может благоприятствовать формированию виктимного поведения потерпевших в ситуациях возможного сексуального, насильственного и иного посягательств на них.

Следует различать также ситуационную и личностную тревожность. Повышенный уровень личностной тревожности зависит от личностных особенностей субъекта и представляет интерес при производстве профессионально психологического отбора на службу в ОВД.

Весьма близкой по характеру своего происхождения к состоянию тревожности является состояние (эмоция) страха. Однако в отличие от тревоги страх в большей мере является эмоциональной реакцией на конкретную, чаще объективно существующую, реальную угрозу. З.Фрейд видел в страхе проявление инстинкта самосохранения, другие исследователи считают его наиболее опасной эмоцией человека, так как он мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными.

Переживания страха варьируют от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. Наиболее общими причинами появления страха считаются ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и значимых для него людей, ощущение приближающейся неудачи, ощущение физической боли и прогнозируемые в связи с этим негативные последствия для жизни, здоровья, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Под влиянием угрозы субъект может быть не способен на должном уровне понимать значение своих действий или руководить ими, что используют преступники и что следует учитывать сотрудникам при расследовании преступлений.

Следует также учитывать, что появление может быть страха связано с индивидуальными особенностями человека, в том числе приобретенными на жизненном пути (страх одиночества, наказания, темноты, высоты, открытого или замкнутого пространств) вплоть до фобий, навязчивых страхов. Все это безусловно следует выяснять при расследовании, задавая вопросы об субъективных переживаниях участников уголовного процесса в интересующих сотрудника ситуациях, об условиях формирования их личности.

Проявления страха во многом зависят от его глубины и выражаются как в поведенческих признаках, так и в субъективных переживаниях человека. Внешними индикаторами сильного страха являются выражение лица, напряжение мышц, двигательные расстройства вплоть до бесцельности и импульсивности действий или состояния ступора. Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве познавательных процессов: дезорганизации восприятия, нарушении мышления (его узости и ригидности). Памяти о пережитом (фрагментарной, отрывочной), сужении сознания, в результате чего пострадавшие испытывают растерянность, ощущают оглушенность, не понимают до конца, что происходит. У них изменяются и физиологические реакции вплоть до потери сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это на ...

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполня ...

Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочи ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru