Причины возникновения конфликтов

Страница 1

Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.

Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов

. К их числу военные психологи относят:

• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;

• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;

• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.

• сложность и динамичность воинской деятельности;

• несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности;

• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.

Среди субъективных причин возникновения конфликтов

в военной психологии выделяются управленческие и психологические.

Управленческие причины:

– принятие необоснованных или ошибочных решений;

– излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;

– неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;

– примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);

– недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.

Психологические причины:

– неуставные отношения;

– недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;

– стремление командира утвердить свой авторитет среди подчиненных любой ценой;

– предвзятое отношение начальника к подчиненному;

– сложные взаимоотношения между военнослужащими;

– завышенная самооценка отдельных военнослужащих;

– стремление стать лидером в коллективе любыми путями;

– негативизм в поведении;

– повышенная агрессивность и раздражительность;

– эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.

Анализируя причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, командир (начальник) может стратегически правильно организовать свою деятельность по профилактике конфликтных отношений.

К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.

В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Внутриличностный конфликт

представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Каждый из нас не один раз попадал в состояние внутриличностного конфликта, для преодоления которого подчас требуется немало усилий. К примеру, матрос первого периода службы знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что дня успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки такого доклада со стороны сослуживцев. Если он в этой ситуации колеблется, не знает, как ему поступить, то его состояние является внутриличностным конфликтом.

Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называют межличностным.

Если он происходит между подчиненным и начальником, то его называют конфликтом «по вертикали».

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Экспериментальная психология и педагогическая практика
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, ...

Методы научного познания в юридической психологии
Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономе ...

Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к раз­витию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях уч­реждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его разви ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru