Становление экспериментального метода в психологии

Полезная информация » Экспериментальная психология » Становление экспериментального метода в психологии

Страница 1

Наиболее важными характерными признаками науки являются:

а) систематический характер входящих в ее состав знаний;

б) пользование определенными методами исследования;

в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами.

Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Сам термин «психология» был предложен в 1500 г. профессором из Марбурга Гоклениусом [16]. Согласно другим источникам термин «психология» (наука о душе) в науку ввел немецкий философ Учитель М.В. Ломоносова Христиан Вольф в 1732 г.

Психология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой — от донаучной «бытовой» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.

1. Донаучная психология. На этом этапе человек познавал другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и общения. В основе донаучной психологии лежит здравый смысл. Это та психология, которую народ создает еще до психологов, по мнению П. Жане

Разумеется, «этап донаучной психологии» не завершился в Средние века, когда психологические проблемы привлекли внимание философов. «Бытовая» психология и ее основной инструмент «здравый смысл» и сегодня сопровождают нас в нашей жизни. Хороший писатель как «специалист по бытовой психологии» даст сто очков вперед многим из «научных психологов» с университетскими дипломами. Достаточно при этом вспомнить Ф.М. Достоевского.

2. Философская психология — развитие психологической тематики в рамках той или иной философской системы.

Уже в античной философии были выдвинуты:

• идея закона как инвариантного отношения, проявляющегося в варьирующихся условиях исследования;

• идея сохранения первозданной субстанции, этических начал, неизменного начала и т. д. в зависимости от философской школы.

В основе философского решения психологических проблем лежат абстрактные, логически выводимые принципы.

Лишь в XVII в. проблема познания человека приобрела свою специфику.

3. Научная психология. Научная психология возникла не на пустом месте. Всю историю развития этой науки, включая «донаучный период», проводились исследования, которые мы сегодня могли бы назвать психологическими. Например, еще в III в. н. э. епископ Немеций установил, что зрение не может одновременно охватить более 3—4 элементов.

Первые данные о психологических экспериментах, пишет К.А. Ра-муль, появились только в XVI в., но уже довольно много упоминаний о них относится к XVIII в. К.А. Рамуль отмечает, что:

1) первые психологические опыты носили случайный характер и не были поставлены с научной целью;

2) систематическая постановка психологических экспериментов с научной целью появляется только у исследователей в XVIII в.;

3) большей частью эти опыты были связаны с элементарными зрительными ощущениями.

Первым, кто заговорил об измерении в психологии, был X. Вольф. Например, он считал, что может измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством.

Однако - от опыта, о котором он говорил, до научного эксперимента было еще далеко.

К идее использовать в психологии математику пришел Гальтон. Он утверждал, что, пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки.

Первые психологи были часто физиологами (Вундт, Бине, Павлов), а иногда врачами (Бехтерев) или физиками (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц) по образованию. Они подошли к психологическим проблемам как естествоиспытатели, привыкшие подчиняться и доверять фактам больше, нежели умственным конструкциям. Наконец, они владеют искусством своей методологии, а иногда даже некоторой аппаратурой, позволяющей им, особенно в области ощущений, качественно и количественно варьировать стимуляцией.

В 1860 г. вышла в свет книга Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика. Фехнер определил психофизику как «точную теорию об отношениях между душой и телом и вообще между физическим миром и психическим миром».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности антиципационной состоятельности, психологических защит и копинг-стратегий личности в зрелом возрасте
Современный человек каждый день сталкивается с целым рядом стрессогенных ситуаций, в связи с чем возрастает нагрузка на механизмы, позволяющие разрешать проблемные ситуации, предвосхищать их возникновение и снимать психическое напряжение, ...

Проблемы депрессии в отечественной и зарубежной литературе
По мнению Нуллера Ю. Л. и Михаленко И.Н., депрессии детского возраста за последние годы стали чаще диагностироваться и отечественными, и зарубежными психиатрами, но проблема детских депрессий остается темой еще незавершенных научных изыск ...

Психические особенности детей раннего возраста
Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru