Эксперимент Милграмма

Полезная информация » Эксперимент Милграмма

Страница 4

Я видел, как вошел в лабораторию солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И, тем не менее, он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался (Milgram, 1963).

Милграмм провел несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, еще более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.

Так, в одном случае он внес в сценарий существенные изменения. Теперь иссле­дователь велел Учителю остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на том, что­бы Учитель продолжал. Результат говорит сам за себя: 100% испытуемых отказались вы­дать хоть один дополнительный электрический разряд, когда этого требовал всего лишь та­кой же испытуемый, как и они.

В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким обра­зом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор, а второй испытуемый приказы­вал Учителю продолжать (при этом исследователь бурно протестовал). И вновь ни один ис­пытуемый не прикоснулся к кнопке.

Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была под­тверждена результатами еще одного варианта основного исследования. На этот раз Учитель оказался перед двумя исследователями, которые отдавали противоречивые приказания; один приказывал Учителю остановиться, когда жертва молила об освобождении, в то время как другой настаивал на продолжении эксперимента.

Эти противоречивые распоряжения приводили к возникновению трагикомической си­туации. Испытуемые не успевали переводить взгляд с одного исследователя на другого. Они просили обоих руководителей действовать согласованно и отдавать одинаковые команды. которые можно было бы без раздумий выполнять: «Погодите, погодите. Один велит остано­виться, другой — продолжать. Что же мне делать?». Когда же исследователи продолжали ссориться друг с другом, растерявшиеся испытуемые пытались определить, кто из них глав­нее.

В конечном итоге каждый испытуемый-Учитель начинал действовать исходя из своих лучших побуждений и прекращал наказывать Учащегося. Как и в других экспериментальных вариантах, такой результат вряд ли имел бы место, если бы испытуемые являлись садистами или невротическими личностями с повышенным уровнем агрессивности.

По мнению Милграмма. полученные данные свидетельствуют о наличии некоего пу­гающего феномена:

«Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормаль­ных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета» (Milgram. -1974).

Теперь становится понятной способность правительства, представляющего собой од­ну из форм авторитарной власти, добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение. Понаблюдав за корчащимися, потеющими и страдающими испытуемыми-Учителями в эксперименте Милграмма, может ли кто-либо усомниться в силе власти авторитетов?

Возможно, еще более убедительное свидетельство готовности американского гражда­нина подчиняться авторитетной команде представляют собой данные, полученные в ходе общенационального опроса, который был проведен после суда над лейтенантом Уильямом Кэйли. Лейтенант Кэйли приказал своим солдатам убить всех жителей — от младенцев до стариков — вьетнамской деревни Май Лай (Ktlman and Hamilton, 1989). Большинство аме­риканцев (51%) заявили, что если бы им был отдан такой приказ в похожих обстоятельствах, они также расстреляли бы всех жителей вьетнамской деревни. Когда эксперимент Милграмма был повторен в Голландии. Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, результаты были такими же, как и в Америке.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга
Зрительная информация играет очень важную роль в организации поведения живых организмов, т.к. ориентация в пространстве и организация движений полностью зависят от процесса обработки перцептивной информации. В зависимости от того, для че ...

Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д.Б. .Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "я". Реб ...

Применение детекторов лжи
Использование детектора для выявления всевозможных форм обмана распространено весьма широко и имеет тенденцию увеличиваться. В настоящее время полиграф применяется более чем в 60 странах, причем не только силовыми структурами, но и в сфе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru