Эксперимент Милграмма

Полезная информация » Эксперимент Милграмма

Страница 2

Имеете того чтобы освободить вас, Учитель задает вам новый вопрос. Удивленный и сбитый с толку, вы бормочете первое, что приходит в голову. Ответ, разумеется, неправиль­ный, и Учитель увеличивает напряжение до 165 вольт. Вы пронзительно кричите и требуете, чтобы Учитель прекратил издеваться над вами и выпустил вас. Он игнорирует ваше требова­ние и переходит к следующему вопросу теста, на который вы, конечно, не в состоянии пра­вильно ответить. За ошибкой следует ужасное наказание. Вы больше не можете сдерживать­ся; боль теперь настолько сильна, что заставляет вас корчиться и вопить. Вы колотите нога­ми по стене, требуете освобождения, умоляете Учителя помочь вам. Однако Учитель про­должает задавать вопросы, как и прежде, и так же продолжает увеличивать напряжение до 195, 210, 225, 240. 255, 270. 285. 300 вольт. Вы осознаете, что скоро, вероятно, не сможете правильно отвечать на вопросы, и поэтому кричите Учителю, что больше не будете отвечать на них. Ничего не меняется; Учитель трактует отсутствие ответа как неверный ответ и посы­лает новую молнию. Тяжелое испытание продолжается до тех пор, пока вы не теряете созна­ние. Вы больше не можете ни кричать, ни бороться. Вы только можете чувствовать каждый раз жуткую боль. Может быть, думаете вы, ваша полная бездеятельность заставит Учителя остановиться, ведь теперь нет смысла в продолжение эксперимента. Но Учитель безжалост­но продолжает выкрикивать вопросы теста. Напряжение достигает 400 вольт. «Что же это за человек? — размышляете вы в растерянности. — Почему он не помогает мне? Почему он не останавливается?»

Фактически Милграмм начал свои изыскания, чтобы понять, как немецкие граждане могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях в годы нацистского господства. После отладки своих экспериментальных методик в Соеди­ненных Штатах Милграмм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он был уверен, весьма склонны к повиновению.

Однако первый же проведенный им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимент ясно показал, что он может сэкономить деньги и заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — сказал Милграмм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Большинству из вас описанный выше сценарий наверняка напомнил страшную сказку или дурной сон. Однако для того чтобы осознать, насколько этот сценарий кошмарен, вам следует понять, что в большинстве аспектов он реален.

Участники, игравшие роль Учителя, были готовы «бить» электрическим током бью­щегося, хрипло кричащею, молящего о пощаде человека — Учащегося. Проводившийся Милграммом эксперимент отличался от описанного выше только одной деталью. Никаких электрических разрядов ни самом деле не было;

Учащийся, моливший о милосердии и освобождении, терзаемый болью, не был дей­ствительным испытуемым — это был актер, который притворялся, что страдает от шока. Следовательно, действительная цель исследования Милграмма не имела ничего общего с изу­чением влияния наказания на память. Милграмма интересовал совершенно иной вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди совершенно невинным другим людям, если подобное причинение боли является их рабочей обязанностью?

Ответ на этот вопрос не может не вызывать тревоги. Учителя, были готовы причинить Учащимся столько боли, сколько могли.

Вместо того чтобы сжалиться над жертвой, около двух третей испытуемых в экспе­рименте Милграмма продолжали увеличивать напряжение (до 450 вольт) до тех пор, пока ис­следователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент.

Однако еще большую тревогу вызывает то, что почти никто из 40 участвовавших в данном эксперименте испытуемых не отказался играть роль Учителя, когда Учащийся в пер­вый раз начал требовать освобождения; не сделали они этого и позднее, когда жертва стала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда Учащийся начал отвечать на каждый элек­трический разряд отчаянным воплем, испытуемые-Учителя продолжали нажимать на кноп­ки.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Характеристика действий и движений
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувс ...

Стили общения.
Семья как социокультурная среда воспитания. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребёнок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые типы мотивов ...

Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»
Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-концепцию в качест ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru