Концепция пансофии у Я. А. Коменского

Страница 1

В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.

Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учение и схоластическую школу. Он считал, что необходимо построить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой бы усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые идеалы требуют, чтобы молодежь воспитывалась и обучалась так, что ничто не могло бы ее застать врасплох, к чему она не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку, по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.

Термин «пансофия» греческого происхождения («pansophia»: pan = весь + sophia = мудрость), буквальное значение — всеобщая мудрость, вся мудрость, премудрость, всезнание, всеобщая наука, познание всего. Его сочинил Я. А. Коменский, желая в одном труде, выпущенном под общим заглавием «Пансофия», изложить результаты всех человеческих знаний. Средневековой философии он противопоставляет пансофию: новую философию, энциклопедию знаний. Пансофия должна была быть живым отображением вселенной, должна была подходящим образом охватить все, что, было, есть и будет – все знания о Боге, природе, человеческом обществе и внутренней жизни человека, все, что является содержанием общего образования. Коменский пользуется понятием «пансофия» в понимании общей мудрости, знания всего существующего, разузнавания причин, целей и пользы. Она должна была быть настолько исчерпывающей, чтобы за ее рамками ничего не оставалось. Она должна была дать широкий философский синтез знаний, стать всеобъемлющей, универсальной наукой наук.

Коменский питал надежду, что его концепция пансофии устранит раздробленность и столкновения между отдельными науками и научными отраслями, которые были замкнутыми в самих себе и несоединимы с органическим единством мира. Поэтому он пытался обнаружить единые методологические принципы всех наук и своей пансофией охватить и объективно изложить результаты и достижения всех наук и всех ученых, несмотря на их религиозную, национальную или политическую принадлежность.

Пансофическая концепция Коменского является последовательно демократичной и исходит из требований полного равноправия получения образования для всех людей. Он многие годы направлял усилия на то, чтобы общие научные результаты стали достоянием каждого человека. Он отстаивал реформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря на пол, расу, национальность и социальное положение.

Пансофия была всезнанием не только тем, что она должна была охватить все достижения человеческого ума, но и тем, что она предназначалась всем людям. Поскольку все люди, одаренные умом, стремятся к знаниям, всем им должен быть гарантирован беспрепятственный доступ к знаниям и наукам — это один из устоев пансофии, которым она устраняет многовековое понимание науки как привилегии избранных.

Коменский верил в то, что распространение пансофии убудет способствовать духовному возрождению человечества. Она должна была устранить все недоразумения и заблуждения между людьми. С ее помощью он хотел облегчить участь порабощенному чешскому народу и всему человечеству. Он надеялся, что пансофия как общая мудрость будет содействовать быстрому повышению образовательного уровня, препятствовать схоластическим распрям, способствовать лучшему взаимопониманию и сближению людей, в результате чего последует общее согласие, единодушие и мир.

Стремясь к истреблению пороков в современном ему обществе, Коменский придавал особое значение общему образованию, формированию новой школы, воспитывающей детей в духе гуманизма. В своей «Великой дидактике» он писал, что на Земле нет более деятельного пути к преодолению пороков, чем правильное воспитание и образование.

Он подчеркивал, что цель воспитания — подготовить человека к вечной жизни, он призывал людей не к пассивному ее ожиданию, а к активному преобразованию всего существующего, к уничтожению всех пороков в общественной жизни, к созданию «царства мира» и «рая земного». В этом сказывается его огромное доверие к человеку и к его возможностям.

Своим учением он показал, что находится под сильным влиянием гуманизма и Возрождения. Оттуда он почерпнул жизненный оптимизм, веру в человека, восхищение жизнью и природой. Коменский учил, что человек — это «совершенное, прекрасное существо», «наиотличнейшее создание», дивный микрокосм, гармония тела и духа. Воспитание должно формировать человека в «цельности его существа». В этом смысле Коменский называет школу мастерской человечности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Цель и целеобразование в психологии
Понятие цель становится одним из центральных понятий лишь той психологической науки, которая рассматривает сознательную деятельность человека в качестве основного объекта изучения, что характерно для отечественной психологической науки. ...

Влияние неполной семьи на эмоциональный мир ребенка
Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают ...

Характеристика понятия супружеской диады
Проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru