Концепция пансофии у Я. А. Коменского

Страница 2

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, Коменский создал систему воспитания не для избранных, аристократических слоев общества, а согласно принципам демократии — для всех общественных группировок. Он первым выразил идею общего образования, общих основ обучения для всех детей, детей богатых и неимущих, известных и неизвестных родителей, мужского и женского пола, городских и деревенских. Он провозгласил демократический принцип единой школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Идею о пансофии породила потребность определить содержание образования, то, что нужно изучать в школе. На этот вопрос в «Великой дидактике» автор отвечает: «всё во всём», но он понимает, что это «всё» и во «всём» необходимо точнее определить. Стремясь к более широкому образованию, он разработал план, по которому нужно написать сочинение «Пансофия», в котором излагалась бы наука, должная в своих рамках охватить все то, что люди знают. Коменский до конца своей жизни старался выявить ее главные принципы. Работая над дидактикой, он пришел к идее концепции пансофии как ответа на вопрос о содержании образования в школе. Потом идея пансофии распространилась на всех людей, несмотря на их возраст.

Идея учебника о всех вещах в течение дальнейшей работы переросла в план создания таких книг, которые знакомили бы человека со всеми знаниями и достижениями наук того времени. Пансофия в отличие от латинских учебников, предназначавшихся только определенным группам учащихся, должна была быть доступной всем людям мира. Эту демократическую мысль более интенсивно Коменский разрабатывает с 1633г.

Теперь он прилагает все усилия к тому, чтобы в мире образовались такие условия, при которых любой человек мог бы освоить те знания, которые в жизни ему более всего понадобятся.

Он немедленно приступил к составлению наброска идейного замысла пансофии, который был им в 1636 г. отправлен в Лондон С. Хартлибу в качестве материала для обсуждения. Этот первичный текст, не сразу вызвал значительный интерес. Лишь немного расширенная и дополненная версия воодушевила лондонских друзей. Рукопись возбудила не только интерес, но и воодушевление в Англии и других европейских странах. Рецензенты отмечали, что это божественный свет и доброта, показывающие путь в будущее, что такие гениальные мысли появляются раз в сто лет, что они могут раскрыть глаза многим людям, обратить их к научному пониманию и таким способом дать начало новому периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого рода.

Хотя Коменский подчеркивал, что пансофия не должна замкнуться в рамках школы, что она должна быть открытой для всех людей, она оказала сильнейшее влияние как раз на учебную работу в средних и начальных школах. Этому в значительной степени способствовало то, что сам Коменский организовал и теоретически обосновал пансофическую школу, а также его учение, что задача школы — «учить всех всему». Обучение должно быть всесторонним. Оно должно предоставлять основные сведения обо всем, окружающем человека, чтобы никто не мог встретиться с чем-нибудь, ему неизвестным. Поэтому он искал новые учебные методы, которые сделали бы возможным простым и удобным способом всех людей обучить всему. Эта и является настоящим смыслом его пансофической, общеобразовательной школы. Она должна ознакомить учеников с основами всего существующего в мире.

Пансофическая школа должна была внести свой вклад в дело преобразования мира с помощью пансофического образования. Поэтому она и не носила сословный характер, а предназначалась всем, т. е. имела в прямом смысле этого слова общеобразовательный характер.

Коменский возложил на нее несколько конкретных задач. В первую очередь, задачу всестороннего образования детей, затем — развития их интеллектуальных способностей, нравственных качеств и религиозного чувства.

Пансофическая школа в Шарошпатаке должна была иметь семь классов, но в начале открыли первых три. Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский вернулся в Лешно. Вскоре первая пансофическая школа перестала следовать идеям своего учредителя.

Во время третьего пребывания в Лешно (1654—1656 гг.) Коменский главное внимание уделял своим пансофическим трудам, в первую очередь «Всеобщему совету». Он должен был стать кардинальным произведением, которому Коменский посвятил всё последнее десятилетие своей жизни. В соответствии с концепцией этого труда уже в Лешно, и еще в большей мере чуть позже в Амстердаме, он интенсивно занимался изучением проблемы установления мира между народами в духе христианства, поскольку в этом центральном труде он хотел изложить план реформы человеческого общества.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают н ...

Духовное развитие
Нелегко христианину жить сегодня в миру, пол­ном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия. Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью ...

Психологическая защита личности в процессе переубеждения осужденных
Защита психологическая – это система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение до минимума негативных травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru