Содержание и особенности Я-концепции

Полезная информация » Я - концепция младшего школьника » Содержание и особенности Я-концепции

Страница 1

Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я»; многие его формулировки касающиеся дескриптивной, оценочной категории «Я», что послужило впоследствии развития представления Я-концепции. (13.с.142)

В первые десятилетия двадцатого века изучением Я-концепции занимались не только многие психологи но и социологи. Главными теоретиками стали Чарлз Кули и Джордж Мид.

Чарлз Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я». Так же он предложил теорию «зеркального-Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие существенно влияют на его Я-концепцию. «Зеркальное-Я», возникает на основе символического воздействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группа характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между набольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий внутри «индивида» социальный процесс. Что через условия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Человек для Мида не одинокое существо, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции. (17.с 242.)

Подход Эриксона, обобщен к социально-культурному контексту становления сознательного Я индивида – эго. Источником эго-идентичности являются, по Эриксону, « культурно значимое достижение» Идентичность эго индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций. Эриксон уделял особое внимание юношескому кризису развития и размытости эго-идентичности в этот период. Так же Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.

Многие психологи и социологи изучали Я-концепцию. Но современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значимой мере достигнуто было благодаря работам Карла Роджерса и его клинической практике.

Самость или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этим восприятием. Этот гештальт, который доступен осознанию, хотя е обязательно осознаваемый.

По Роджерсу, Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то , какими бы хотели быть, какими полагает должны быть. Этот компонент «Я» называется Я – идеальное – это «Я» которое человек больше всего ценит и к которому больше всего стремиться. Я-концепция является продуктом социализации. И отсюда вытекают условия (выдвинутые Роджером), важные для развития Я-концепции:

Потребность в позитивном внимании – для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание «Я», она всепроникающая и устойчива. Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им недовольны. Позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным .

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Депрессивная акцентуация личности
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий с ...

Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную дисциплину
Естественнонаучные концепции и методы все более активно применяются в смежных с психологической проблематикой областях. Эксперимент как метод познания все глубже проникает в разные области знания. Утверждение идеи о мозге и нервной систем ...

Психокоррекция поведения школьников
Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru