Индивидуальность, личность

Страница 4

В центре концепции Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, ценности переживания, и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и духовного. В этом плане понятие Франкла духовный уровень можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Несколько особняком от основных концепций личности стоит теория Д. Келли. В основе теории Келли лежит понятие «конструктивный альтернативизм», исходя, из которого он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по своему пониманию. Каждый человек обладает уникальной системой конструктов. Речь идет о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личных конструкторов. Исходя из этого образа, выдвигаются гипотезы о будущих событиях. Таким образом, говоря о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущее событие, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им были сделаны выводы, которые объясняют, каким образом функционирует система конструкторов. Как она изменится и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Говоря об отечественных теориях личности необходимо помнить о том, что эта проблема не занимала ведущее место в исследованиях российских ученых, уделявших большее внимание вопросам индивидуальных особенностей человека.

Одна из первых отечественных концепций личности была разработана В.Н. Мясищевым. Он открыл важнейшие закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности, предложил новый подход названный им «психологией отношений». При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Свое понимание проблемы личности было дано С.Л. Рубинштейном. Путь к исследованию личности Рубинштейн находит в исследовании творческой деятельности личности. Преодолевая разрыв между понятиями субъективным и объективным, он подчеркивает значение активной деятельности человека не столько познающего, сколько творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение, тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий мир, в том числе и на других людей.

Таким образом, преодолевается противоречие между бытием и сознанием, внешним и внутренним в человеке. Так, постигая себя, человек творит себя и свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя человек, лучше реализует себя в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражает его сущность.

Характеристики личности как широта связей с миром, степень структурированности иерархии мотивов и отношение к реальности выделил А.Н Леонтьев. Важным моментом его исследования является анализ образующей личность иерархии мотивов, позволивший показать разницу между человеком, действующим под влиянием разнообразных ситуационных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижении поставленной цели. С этой точки зрения более высокий уровень развития присущ личности человека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель, реальность ее достижения, так как смыслообразующим может стать и мотив, не относящийся к действительности, являющийся результатом аутистического мышления. Леонтьев доказывал ведущее значение культуры межличностного общения на сложный процесс восхождения от индивида к личности.

Анализ разнообразных теорий личности показывает, что учеными, принадлежавшими к психоаналитическому направлению, были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития. Не смотря на то, что некоторые факты и положения этой школы устарели, основные открытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что в них впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Задачи психодиагностики и область ее применения.
В «Основах психодиагностики» под редакцией А.Г. Шмелева (1996) встречаем определение предмета психодиагностики, в котором сделан акцент на уже известную нам связь этой о науки с «разработкой и использованием разнообразных методов распозна ...

Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельн ...

Требования к поддержанию работоспособности
Работоспособность – это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека. Пр ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru