Индивидуальность, личность

Страница 1

В психологии выделяется несколько понятий характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое их них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.

Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса. Индивидуальные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые передаются по наследству. Хотя сами по себе качества индивида не содержат психологические свойства, однако они необходимы для нормального развития психики, становления индивидуальных способностей и качеств личности.

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не передаются из поколения в поколение, они развиваются в процессе жизни, становясь все более выраженными яркими.

Понятие личность подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации.

Интерес к индивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще в античности. Появление гуморальной концепции, связывающей темперамент с различными соками организма и их гармонией, дали основание определить 4 основных типа темперамента личности – это флегматического, холерического, меланхолического и сангвинического. В последствии количество типов индивидуальности было увеличено, но идея о том, что ориентироваться нужно на объективный и органический критерий, осталась неизменной. Эксперименты И.П. Павлова позволили выявить физиологические основы темперамента, связанные с работой нервной системы. Впоследствии труды других физиологов и психофизиологов позволили уточнить те динамические характеристики нервной системы, которые определяют особенности появления психологических черт. Материалы этих многочисленных работ дали возможность выявить так называемые психодинамические качества человека. Это импульсивность-рефлеклексивность, пластичность-ригидность, экстравертность-интровертность, экстрапунитивность-итрапунитивность, эмотивность – и способности.

Система индивидуальных черт складывается в тип личности, в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая определяет предрасположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой.

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности – социальная, индивидуальная, рациональная или этическая является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов её развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий личности.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского психиатра З. Фрейда. С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Это биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Сточки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из 3 слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. Им было выделено также 3 части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

Не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, но нельзя не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с ближайшим учеником и сподвижником Фрейда К. Юнгом. Он считал, что структуру личности составляют 3 компонента – коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и сознание.

Основное расхождение между Юнгом и Фрейдом касается роли тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил ее в центр личности.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал, что этот процесс является важнейшим в личностном росте человека.

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии.

Общее, что объединяет концепции этих трех психологов – это предположение, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Экспериментальная психология и педагогическая практика
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, ...

Эмоционально-личностное общение на втором полугодии жизни
Второе полугодие жизни . Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этом возрасте общение со взрослыми преобразуется ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая "обслуживает" предметно-манипулятивную деятел ...

Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
На низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru