Ценности личности и ценностные ориентации

Страница 1

Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация. Рассмотрим эти факторы.

Ценность трактуется отечественными и зарубежными авторами по-разному: как значимость, значение определенных объектов для человека (Анисимов С.Ф., Каган М.С., Рубинштейн С.Л., Непомнящая В.И.); цели существования человека, конечные и надситуативные, служащие ведущими принципами в жизни (Ольшанский В.Б., Schwarts S.H., Rokeach M., Kluckhohn С); ценностное отношение (Донцов А.И.), компонент смысловой сферы, представляющий собой одну из форм функционирования смысловых образований, (Братусь Б.С., Асмолов А.Г., Б.С., Василюк Ф.Е., Столиц В.В., Тихомандрицкая О.А., Будинайте Г.Л.), идеальная модель должного (желательного), указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом (Леонтьев Д.А.). Взгляды многих авторов на природу ценностей согласуются в том, что ценность того или иного предмета (процесса или явления) возникает только в объектно-субъектном отношении, в процессе оценивающей деятельности субъекта, а не присуща им изначально в процессе особой формы деятельности - ценностно-ориентационной (Иванова Н.В., Каган М.С., Подольская Е.А.). Так, Каган М.С. описывает три вида деятельности: преобразовательную (труд, преобразование общества, преобразование человека), познавательную (практическую и научную) и ценностно-ориентационную, последняя (в отличие от познавательной) позволяет получить информацию о ценностях, а не о сущностях, и ее своеобразие заключается в установлении отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Это есть оценочная деятельность, в процессе которой осуществляется оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. Причем в качестве субъекта может выступать не только единичный субъект, т.е. личность, но и коллектив, социальная группа, общество в целом. В качестве объектов ценностно-ориентационной деятельности может выступать все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений. Таким образом, в результате ценностно-ориентационной деятельности объект, явление, событие становится для субъекта (индивидуального или коллективного) ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое, социальное или культурное значение.

Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе профессиональное поведение. Однако далеко не все задумываются о собственных ценностях. Зачастую это приводит к тому, что человек не понимает самого себя или испытывает фрустрацию, которой не находит объяснения.

Ценности личности можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности определяют устремления личности, в частности те цели, которые человек ставит в жизни, и к которым он, в конечном счете, стремится. Операциональные ценности регулируют способ достижения целей.

Среди ценностей личности устанавливается определенная иерархия. Например, честность входит в набор ценностей многих людей, однако место, которое она занимает в общем списке, может быть разным. Некоторые ставят ее на первое место и считают недопустимым отклонения от абсолютной честности. Другие, у которых приоритетными являются другие ценности, например достижение успеха, иногда могут поступиться строгими правилами и соврать "для пользы дела"; при этом, однако, их трудно назвать нечестными людьми.

Система ценностей личности неизбежно несет на себе отпечаток ценностей, разделяемых большинством представителей той или иной национальной культуры. Приоритеты ценностей - это то, что во многом отличает одну национальную культуру от другой.

Осознание собственных ценностей помогает человеку избегать внутриличностных конфликтов, поскольку он осознанно обходит ситуации, в которых его ценности могут оказаться в противоречии друг с другом

Выявление системы личных ценностей - непростое дело. Для этого полезно проследить за важнейшими событиями жизни и попытаться определить, чем вы руководствовались в ее критические моменты.

Еще одним полезным способом анализа системы ценностей личности является осознание того, какими правилами вы руководствуетесь при принятии индивидуальных решений, особенно если речь идет о трудных решениях. Ниже приведены возможные "правила отбора" решений, полезные для такого анализа.

• Проверка "первой полосой": как вы будете чувствовать себя, если сообщение о вашем решении появится на первых полосах газет?

• "Золотое правило": хотели бы вы, чтобы с вами поступили так же?

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Становление экспериментального метода в психологии
Наиболее важными характерными признаками науки являются: а) систематический характер входящих в ее состав знаний; б) пользование определенными методами исследования; в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами. ...

Смысложизненные ориентации студентов-психологов с разным уровнем профессионального самоопределения
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценносте ...

Причины и возможные последствия появления «новой генерации людей»
Истинная причина возникновения детей индиго пока неизвестна. Однако, уже есть некоторые мнения и гипотезы. Я считаю, что это следствие естественного процесса эволюции. Трудностью в построении теории является то, что мало детей индиго выр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru