Ценность человека как ценностное основание профессионала

Полезная информация » Ценность человека как ценностное основание профессионала

Проблема профессионального развития человека, одна из наиболее изучаемых в психологии и потому достаточно детально разработанная: выделены стадии (этапы) и уровни развития человека как субъекта труда (Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., Маркова А.К., Титма М.Х. и др.); показана специфика профессионального развития на различных стадиях (Зеер Э.Ф., Иванова Е.М., Корнеева Л.Н., Маркова А.К., Митина Л.М., Поваренков Ю.П., Пряжников Н.С. и др.); выделены кризисные периоды профессионального развития (Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Пряжников Н.С. и др.). Изучены такие аспекты данной проблемы, как: развитие операционально-технической и мотивационно-целевой сфер в процессе становления профессионала (Бодров В.А., Дружинин В.Н., Зеличенко А.И., Маркова А.К., Шадриков В.Д. и др.); особенности профессионального сознания и самосознания на различных этапах профессионального развития (Ермолаева Е.П., Климов Е.А., Миронова ГЛ., Пантилеев СР. и др.); специфика образа мира в зависимости от типа профессии и степени приобщения к ней (Лртемьва Е.Ю., Климов Е.Л., Стрелков Ю.К., Хашша И.Б. и др.).

Среди работ, посвященных изучению развития субъекта труда, имеются также теоретические и эмпирические исследования, предметом которых выступают ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности. Так, изучению различий ценностных ориентаций в зависимости от стадии развития профессионала и типа профессиональной деятельности посвящены работы: Ивановой Н.В., Колосовой В.В., Мельниковой М.И., Мироновой ГЛ., Стрелкова Ю.К., .Ядова В.А.; проблеме роли смысловых образований в профессиональной деятельности посвящены работы Артемьевой Е.Ю., Стрелкова Ю.К., Ханиной И.Б., на важность смысловых регуляторов в реализации профессиональной деятельности указывают также: Зеер Э.Ф., Маркова А.К., Митина Л.М., Пряжников Н.С. Вместе с тем можно наблюдать недостаток исследований, направленных на изучение содержания ценностей и смыслов, реализуемых субъектом труда именно в профессиональной деятельности. В большинстве вышеуказанных работ рассматривается взаимосвязь стадии (особенностей) профессионального развития или типа профессиональной деятельности с так называемыми «общими» или «терминальными» ценностями (познание, здоровье, общение, активная деятельная жизнь, саморазвитие и др.), которые могут быть реализованы не только в рамках профессиональной сферы жизнедеятельности человека, но и в других: семейной, общественно-политической и т.д. В становлении профессионала можно выделить собственно профессиональные ценности, т.е. релевантные именно профессиональной сфере жизнедеятельности человека, с учетом типа профессиональной деятельности (объекта), различного отношения субъекта труда к ее процессу и результату, а также различных внешних факторов, в той или иной степени влияющих на реализацию профессиональной деятельности (условия труда, социальная престижность профессии, стиль жизни связанный с профессий и др.).

В процессе профессионального развития имеет место динамика «внешних» и «внутренних» профессиональных ценностей, которая проявляется: в изменении степени субъективной значимости «внешних» и «внутренних» ценностей на различных стадиях профессионального развития. На начальных этапах «внешние» ценности профессиональной деятельности будут обладать большей степенью значимости, чем на завершающих этапах, в изменении степени субъективной значимости ряда «внутренних» ценностей профессиональной деятельности на разных этапах профессионального становления.

Динамика субъективного смысла профессиональной деятельности определяется возрастно-психологическими составляющими (социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями - особенностями личности, сознания, характерными для данного возраста), обусловливающими изменение субъективного смысла профессиональной деятельности в процессе возрастного развития, что выражается в различной степени значимости тех или иных смыслов на разных возрастных этапах.

Еще по теме:

Экстрасенсы: миф или реальность
Экстрасенсорика - смесь из древних знаний, достижений науки и методов, полученных интуитивным путем. Обычно к проявлениям экстрасенсорики причисляют: телепатию, ясновидение, проскопию, лозоходство (биолокацию), также к проявлениям экстрас ...

Использование игры в ходе развития духовности дошкольников
Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть к ...

Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru