Личность в процессе профессионализации

Личность, входя в общественные отношения в определенном социокультурном пространстве, интериоризирует его социальный опыт, который может быть значительно шире охвачен, что обуславливается степенью активности внутренних структур личности, ее позиции по отношению к внешнему миру.

В ряде исследований результатом социализации предстают личностные нормы (Г.М.Андреева, В.С.Магун и др.); личностные смыслы (Е.Ю.Артемова, А.Г.Асмолов и др.); социальные привычки (С.А.Беличева, А.В.Петровский и др.), установки, мотивационные образования, в том числе ценностные ориентации, а также "целостные эффекты структуры образования личности, к которым, прежде всего относится характер личности". В западной психологии выделяют самосознание человека и его "Я-концепцию" (Т.Шибутани, Э.Берн, К.Роджерс).

Одной из содержательных и значимых сторон социализации личности выступает ее профессионализация, которая охватывает большую часть жизни человека и качественно ее определяет. Являясь частью целого, профессионализация отражает в себе суть, принципы, закономерности социализации и в самом общем виде может трактоваться как процесс вхождения индивида в профессиональную среду, овладение знаниями, навыками профессиональной среды, принятие ценностей и активная реализация, самовыражение посредством профессиональной деятельности.

С.А.Беличева замечает: "содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных общественных отношений; далее формирование системы регулятивных механизмов общественного поведения индивида, систему его ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных, политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений и т.д., а также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности".

Сам процесс профессионализации включает в себя 4 стадии, подразумевающие определенные психологические критерии, соответствующие каждой из них:

1-я стадия связана с зарождением и формированием профессиональных намерений, первоначальной профессиональной ориентировки. Психологический критерий - соответствие общественным потребностям и потребностям личности - выбор профессии.

2-я стадия - период профессионального обучения и воспитания. Психологический критерий - профессиональное самоопределение личности.

3-я стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типу деятельности. Психологический критерий - активное овладение профессией в реальных условиях трудового процесса.

4-я стадия - полная или частичная реализация профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий - степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

Наибольшую значимость в данном контексте приобретает самосознание личности, потому как на протяжении всего процесса профессионализации и перехода от одной стадии на другую возможно возникновение внутриличностностных конфликтных ситуаций, кризисов. Здесь возникает необходимость актуализации проблемы личностного смысла профессионального идеала, который обусловлен социальной позицией личности, главными составляющими которого выступают смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Еще по теме:

Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование челове­ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля — это способность человека, проявляюща­яся в самодетерминации и саморегуляции им сво­ей дея ...

Лечение шизофрении
Медикаменты являются основным средством лечения шизофрении. К их числу относятся такие известные препараты, как Галопиридол, Орап, Семап, Трифтазин, Тизерцин, и другие. Эти препараты помогают исправить странное поведение пациентов, но вме ...

Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень тяжелой для детей с гиперактивностью. Они редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им все же удаетс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru