Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теории, которыми обосновываются (в большей или более малой степени осознанно) все формы взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой. Они входят в содержание позиции как проявление Я- усилий человека по организации взаимодействия с другими людьми.
Обобщенный опыт проявляется в текстах человека в виде жизненных истин, на которые он ориентируется, строя отношения с другими людьми. Такими истинами, как содержание целостных психологических образований, человек задает границы своей психической реальности. Примерами таких истин могут быть следующие:
Мои родители должны любить меня (содержание концепции другого человека).
Я не имею права ошибаться (содержание Я-концепция).
Все люди думают только о себе (концепция человека).
Я знаю себе цену (содержание Я-концепция).
Я никогда не вру (содержание Я-концепция).
Подобные варианты обобщенного жизненного психологического знания пронизывают тексты человека, который создает их во взаимодействии с другими людьми.
Психологу-Консультанту придется иметь дело с собственным жизненным знанием о людях и жизненном знании другого человека.
Жизненное знание психолога о людях связано с его личными переживаниями, с теми событиями, которые определили (или определяют) сферу его психической реальности, регулируют его Я- усилий, способствуют проявлению качеств его Я в текстах, которые структурируют психическую реальность. Жизненное знание психолога, как и вообще людей, приходится фактом существования его Я, воплощенному в переживании: "Я знаю это".
Главным аргументом истины становится вера в экзистенциальные качества Я, способного к познанию истины.
Жизненное знание человека, с которым работает психолог, изменяется в самих сущностных его характеристиках - характеристиках истинности. Ситуация консультирования уже априори допускает, что жизненного знания человека недостаточно для реализации логики индивидуальной жизни. В самих главные для человека параметрах его знания состоялось изменение, что и привело к непониманию человеком того, которое происходит с ним или с кем-то еще.
Психолог, профессионально имея дело с любым вариантом бытового знания о человеке, вступает в область отношения с этим знанием. Его можно выделить как особенное содержание, особенный предмет, его можно обсуждать - осознавать его происхождение и особенности функционирования. Оно обобщенно, выходит, имеет относительно стойкую форму существования (в первую очередь, словесную).
Психолог может осознать как свой жизненный опыт, так и жизненным опыт другого человека с помощью научных понятий. Благодаря их структуре жизненный опыт может быть включен в другую систему отношении, в другой текст, который отбивает содержание психической реальности, при этом он изменит контекст своего существования.
Изменения, которые при этом происходят (за счет изменения отношения), могут быть описаны в характеристиках психологической дистанции и строении внутреннего диалога.
Жизненное знание как предмет осознания с помощью Я- усилий может быть отодвинут на границю психической реальности и таким способом стать основной создание ее нового качества. Оно делается средством дифференциации Я - не-я во внутреннем диалоге человека, если появляются основания для его обобщения и фиксации. Причем чем больше на этом материале фиксируется сознание человека, тем более к нему проявляется отношение, тем более изменений в нем происходит. Такое отношение может даже привести к разрушению предмета отношения - того обобщенного жизненного знания, которое составляло его суть. Это ситуация, аналогичная той, которую можно наблюдать при многоразовом повторении того же слова. Оно - это слово - теряет содержание.
Похожая ситуация возникает и при постановке вопроса о предельной цели любого человеческого действия, если многоразово спрашивать: "Для чего (или зачем)?". В конечном итоге, просто незачем ответить, потому, что содержание исчерпано.
Одно время Аристотель говорил, что предмет стоит познавать к определенной границе. Это необходимо для того, чтобы сохранить его целостность.
Жизненный опыт познания других людей, которые есть у каждого человека, жаждет от психолога заботливого отношения к нему во время его профессиональной работы, целеустремленного влияния на другого человека. Это в полной мере относится и к опыту самого психолога. Осознание этого опыта, изменение к нему отношения, выделения его в виде особенного предмета делают такое осознание ситуацией движения к предельным экзистенциальным змістів, что организуют и обосновывает всю жизнь человека. Вопрос о мерю, степень осознания становится, по сути дела, одним из самих актуальных.
Еще по теме:
Детские капризы
Самый первый, а потому самый трудный "пик капризов" приходится на возраст 2 - 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но пр ...
Саморегуляция временной перспективы при депрессивных расстройствах
Основными характеристиками пограничной организации личности являются диффузия идентичности, базирующаяся на фрагментарности образа "Я" и нестабильности его во времени, а также преобладание примитивных защитных механизмов в систе ...
Язык обезьян, дельфинов, собак.
Язык обезьян. В стае или небольшой группе обезьян очень много крика, шума, энергичных и выразительных жестов. С их помощью они обмениваются с сородичами необходимыми сведениями, общаются на своем языке обезьян. Они даже различают голос ка ...