Жизненное и научное знание в работе психолога

Полезная информация » Жизненное и научное знание в работе психолога

Страница 1

Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теории, которыми обосновываются (в большей или более малой степени осознанно) все формы взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой. Они входят в содержание позиции как проявление Я- усилий человека по организации взаимодействия с другими людьми.

Обобщенный опыт проявляется в текстах человека в виде жизненных истин, на которые он ориентируется, строя отношения с другими людьми. Такими истинами, как содержание целостных психологических образований, человек задает границы своей психической реальности. Примерами таких истин могут быть следующие:

Мои родители должны любить меня (содержание концепции другого человека).

Я не имею права ошибаться (содержание Я-концепция).

Все люди думают только о себе (концепция человека).

Я знаю себе цену (содержание Я-концепция).

Я никогда не вру (содержание Я-концепция).

Подобные варианты обобщенного жизненного психологического знания пронизывают тексты человека, который создает их во взаимодействии с другими людьми.

Психологу-Консультанту придется иметь дело с собственным жизненным знанием о людях и жизненном знании другого человека.

Жизненное знание психолога о людях связано с его личными переживаниями, с теми событиями, которые определили (или определяют) сферу его психической реальности, регулируют его Я- усилий, способствуют проявлению качеств его Я в текстах, которые структурируют психическую реальность. Жизненное знание психолога, как и вообще людей, приходится фактом существования его Я, воплощенному в переживании: "Я знаю это".

Главным аргументом истины становится вера в экзистенциальные качества Я, способного к познанию истины.

Жизненное знание человека, с которым работает психолог, изменяется в самих сущностных его характеристиках - характеристиках истинности. Ситуация консультирования уже априори допускает, что жизненного знания человека недостаточно для реализации логики индивидуальной жизни. В самих главные для человека параметрах его знания состоялось изменение, что и привело к непониманию человеком того, которое происходит с ним или с кем-то еще.

Психолог, профессионально имея дело с любым вариантом бытового знания о человеке, вступает в область отношения с этим знанием. Его можно выделить как особенное содержание, особенный предмет, его можно обсуждать - осознавать его происхождение и особенности функционирования. Оно обобщенно, выходит, имеет относительно стойкую форму существования (в первую очередь, словесную).

Психолог может осознать как свой жизненный опыт, так и жизненным опыт другого человека с помощью научных понятий. Благодаря их структуре жизненный опыт может быть включен в другую систему отношении, в другой текст, который отбивает содержание психической реальности, при этом он изменит контекст своего существования.

Изменения, которые при этом происходят (за счет изменения отношения), могут быть описаны в характеристиках психологической дистанции и строении внутреннего диалога.

Жизненное знание как предмет осознания с помощью Я- усилий может быть отодвинут на границю психической реальности и таким способом стать основной создание ее нового качества. Оно делается средством дифференциации Я - не-я во внутреннем диалоге человека, если появляются основания для его обобщения и фиксации. Причем чем больше на этом материале фиксируется сознание человека, тем более к нему проявляется отношение, тем более изменений в нем происходит. Такое отношение может даже привести к разрушению предмета отношения - того обобщенного жизненного знания, которое составляло его суть. Это ситуация, аналогичная той, которую можно наблюдать при многоразовом повторении того же слова. Оно - это слово - теряет содержание.

Похожая ситуация возникает и при постановке вопроса о предельной цели любого человеческого действия, если многоразово спрашивать: "Для чего (или зачем)?". В конечном итоге, просто незачем ответить, потому, что содержание исчерпано.

Одно время Аристотель говорил, что предмет стоит познавать к определенной границе. Это необходимо для того, чтобы сохранить его целостность.

Жизненный опыт познания других людей, которые есть у каждого человека, жаждет от психолога заботливого отношения к нему во время его профессиональной работы, целеустремленного влияния на другого человека. Это в полной мере относится и к опыту самого психолога. Осознание этого опыта, изменение к нему отношения, выделения его в виде особенного предмета делают такое осознание ситуацией движения к предельным экзистенциальным змістів, что организуют и обосновывает всю жизнь человека. Вопрос о мерю, степень осознания становится, по сути дела, одним из самих актуальных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка.
Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами: 1.Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возника ...

Влияние молодежных групп на подростков
Одними из первых наркотизацию взяли «на вооружение» хиппи (Личко А.Е., 1997). Это движение возникло в 60-х гг. XX в. на Западе среди подростков и молодежи как протест против грязной войны во Вьетнаме. Основоположниками движения хиппи были ...

Способы коррекции детских страхов
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru