Жизненное и научное знание в работе психолога

Полезная информация » Жизненное и научное знание в работе психолога

Страница 1

Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теории, которыми обосновываются (в большей или более малой степени осознанно) все формы взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой. Они входят в содержание позиции как проявление Я- усилий человека по организации взаимодействия с другими людьми.

Обобщенный опыт проявляется в текстах человека в виде жизненных истин, на которые он ориентируется, строя отношения с другими людьми. Такими истинами, как содержание целостных психологических образований, человек задает границы своей психической реальности. Примерами таких истин могут быть следующие:

Мои родители должны любить меня (содержание концепции другого человека).

Я не имею права ошибаться (содержание Я-концепция).

Все люди думают только о себе (концепция человека).

Я знаю себе цену (содержание Я-концепция).

Я никогда не вру (содержание Я-концепция).

Подобные варианты обобщенного жизненного психологического знания пронизывают тексты человека, который создает их во взаимодействии с другими людьми.

Психологу-Консультанту придется иметь дело с собственным жизненным знанием о людях и жизненном знании другого человека.

Жизненное знание психолога о людях связано с его личными переживаниями, с теми событиями, которые определили (или определяют) сферу его психической реальности, регулируют его Я- усилий, способствуют проявлению качеств его Я в текстах, которые структурируют психическую реальность. Жизненное знание психолога, как и вообще людей, приходится фактом существования его Я, воплощенному в переживании: "Я знаю это".

Главным аргументом истины становится вера в экзистенциальные качества Я, способного к познанию истины.

Жизненное знание человека, с которым работает психолог, изменяется в самих сущностных его характеристиках - характеристиках истинности. Ситуация консультирования уже априори допускает, что жизненного знания человека недостаточно для реализации логики индивидуальной жизни. В самих главные для человека параметрах его знания состоялось изменение, что и привело к непониманию человеком того, которое происходит с ним или с кем-то еще.

Психолог, профессионально имея дело с любым вариантом бытового знания о человеке, вступает в область отношения с этим знанием. Его можно выделить как особенное содержание, особенный предмет, его можно обсуждать - осознавать его происхождение и особенности функционирования. Оно обобщенно, выходит, имеет относительно стойкую форму существования (в первую очередь, словесную).

Психолог может осознать как свой жизненный опыт, так и жизненным опыт другого человека с помощью научных понятий. Благодаря их структуре жизненный опыт может быть включен в другую систему отношении, в другой текст, который отбивает содержание психической реальности, при этом он изменит контекст своего существования.

Изменения, которые при этом происходят (за счет изменения отношения), могут быть описаны в характеристиках психологической дистанции и строении внутреннего диалога.

Жизненное знание как предмет осознания с помощью Я- усилий может быть отодвинут на границю психической реальности и таким способом стать основной создание ее нового качества. Оно делается средством дифференциации Я - не-я во внутреннем диалоге человека, если появляются основания для его обобщения и фиксации. Причем чем больше на этом материале фиксируется сознание человека, тем более к нему проявляется отношение, тем более изменений в нем происходит. Такое отношение может даже привести к разрушению предмета отношения - того обобщенного жизненного знания, которое составляло его суть. Это ситуация, аналогичная той, которую можно наблюдать при многоразовом повторении того же слова. Оно - это слово - теряет содержание.

Похожая ситуация возникает и при постановке вопроса о предельной цели любого человеческого действия, если многоразово спрашивать: "Для чего (или зачем)?". В конечном итоге, просто незачем ответить, потому, что содержание исчерпано.

Одно время Аристотель говорил, что предмет стоит познавать к определенной границе. Это необходимо для того, чтобы сохранить его целостность.

Жизненный опыт познания других людей, которые есть у каждого человека, жаждет от психолога заботливого отношения к нему во время его профессиональной работы, целеустремленного влияния на другого человека. Это в полной мере относится и к опыту самого психолога. Осознание этого опыта, изменение к нему отношения, выделения его в виде особенного предмета делают такое осознание ситуацией движения к предельным экзистенциальным змістів, что организуют и обосновывает всю жизнь человека. Вопрос о мерю, степень осознания становится, по сути дела, одним из самих актуальных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал ра ...

Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь ...

Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru