Принципы и модели педагогической профилактики

Страница 3

Понятно, что, выстраивая модель профилактики, формируя ее содержание, педагог учитывает особенности конкретной детской аудитории, исходит из собственного понимания задач антинаркогенного воспитания. Но, несмотря на возможное разнообразие, содержание любой модели должно отвечать определенным принципам.

Системность - построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, способных обусловливать поведение детей в отношении собственного здоровья, возможное приобщение к одурманивающим веществам. При этом педагог должен понимать, что среди этих факторов есть те, на которые он может реально повлиять (например, за счет специальной тренинговой программы у ребенка может быть снято состояние психологического напряжения), и есть факторы, повлиять на которые с помощью педагогических технологий невозможно. Поэтому первая группа факторов включается в сферу активной деятельности педагога, влияние же второй группы факторов следует обязательно учитывать, однако ставить перед собой задачу как-то изменить их не стоит. Педагогу важно осознать реальные возможности своего вмешательства в проблему.

Парциальностъ - педагогическая профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации.

Когнитивная адекватность - максимальное соответствие форм, методов педагогической профилактики специфическим особенностям возрастного развития конкретной группы детей. Так, к примеру, при организации работы с младшими школьниками преимущественно должны использоваться скорее аффективные (затрагивающие эмоциональную сферу), чем традиционные дидактические методы обучения; при работе с подростками не следует акцентировать их внимание на устрашающих фактах, связанных с наркотизацией (поскольку, как было сказано, факторы, обладающие повышенной опасностью, привлекательны в глазах 13-14-летних) и т.п.

Проблемная адекватность - в содержании программ должны быть отражены наиболее актуальные для конкретной возрастной группы детей проблемы их социального становления, а следовательно, и наиболее типичные механизмы вовлечения в одурманивание.

Социокультурная адекватность - отражение в программах свойственных обществу стандартов и норм поведения, закрепленного стиля отношений в семье и т.п. Важность соблюдения этого принципа в российских школах ярко была доказана на практике использования зарубежных антинаркогенных программ. Точное их копирование оказалось неэффективным, и одна из причин в том, что зарубежные программы рассчитаны на отличающийся от традиционного российского, менее ритуализированный, свободный стиль общения между педагогами и воспитанниками.

Наркологическая адекватность - учет при разработке модели особенностей национальной, региональной, локальной наркологической культуры (типичные формы потребления наркогенных веществ, предпочитаемые варианты одурманивания, основные механизмы вовлечения в наркотизацию в различном возрасте и т.д.). Так, к примеру, программы антинаркогенной подготовки младших школьников должны базироваться на формировании приемов противостояния «культурному» одурманиванию (приобщению к курению, использованию алкоголя) - наиболее типичным формам наркогенного заражения для этого возраста; в регионах, где в среде несовершеннолетних преимущественно используются токсикоманические вещества, внимание педагогов должно быть сосредоточено на ситуациях, связанных именно с данной формой одурманивания, и т.п. [31, c. 215-218].

Опережающее обучение - целевая подготовка детей должна быть организована заблаговременно, предваряя реальный этап возможного знакомства с одурманивающим веществом. Формирование устойчивости к наркогенному давлению - длительный и неясный процесс, предполагающий охват многих сторон и факторов жизни ребенка. Психологи считают, что оптимальный срок опережения составляет три года. С учетом того, что возрастная планка знакомства с одурманиванием сегодня тоже постоянно снижается, начальные антинаркогенные знания и умения у ребенка должны формироваться уже с дошкольного возраста. Именно так строится профилактическая работа в большинстве зарубежных стран. У нас же взрослые продолжают считать, что обсуждать подобные темы с детьми «неудобно».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано, у школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Мы понимаем, что самоорганизация и самоопределение дают возможность естеств ...

Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе
В основе ксенофобии лежит социально-психологический механизм создания воображаемого образа врага на фоне чувств страха и беспомощности перед чужим – всем, что непривычно, непонятно, невидимо». Страх играет ключевую роль в механизме развит ...

Основные понятия о жестикуляции
Убедительность говорящего (в частности, докладчика) напрямую зависит от того, насколько сигналы уровня содержания согласованы с сигналами уровня отношений. Аналоговые сигналы жестикуляции (или "язык рук") в значительной мере доп ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru