Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

Полезная информация » Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть?

К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.

Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.

Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания.

Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.

Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи.

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе.

Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной

.

Как нарушение процесса социализации, алкоголизация и табакокурение рассматривается такими известными российскими учеными, как А.А. Александров, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, А.Д. Гонеев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Г.Ф. Кумарина, И.А. Невский, А.Б. Серых, Е.С. Скворцова.

Психолого-педагогические исследования профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко; педагогами - Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, A.C., Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко. Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи - Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся, A.A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко.

Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, E.H. Заборовой, В.А. Лелекова, A.B. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней алкоголизации и табакокурения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой алкоголизации табакокурения и наркомании, а также разработка системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.

Несмотря на значительное расширение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.

Проблема исследования

заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу педагога-психолога с подростками по снижению зависимости от алкоголизма, табакокурения и наркомании

Объект исследования –

профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков

Предмет исследования –

деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

Цель данной работы

раскрыть д

еятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

Гипотеза исследования:

если целенаправленно осуществлять деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи

исследования:

1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма, табакокурения и наркомании в теории и практике образования

2. Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков

3. Разработать и апробировать программу по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.

Теоретико-методологической основой

исследования явились:

современные научные исследования природы социальных норм и отклонений от них, в частности, синтезирования двух подходов к личности человека и к его отклоняющимся видам поведения (алкоголизм, табакокурение и наркомания), а так же деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизации, курения и наркомании у подростков, рассмотрены положения о сущности, психологических особенностях личности подростков и ее развитии (К.А. Абульханова, А. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы валеологии (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, А.Г. Щедрина и др.), феноменология развития подростка (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), положения и принципы психологии антисоциального поведения личности (С.Л. Арзуманян, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.С. Братусь, Я.И. Гилинский, В.Н. Глызырина, А.П. Горбачева М.И. Еникеева, С.А. Ермолаева, Б.М. Зейгарник, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберг и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования

:

- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);

- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);

- формирующие (моделирование, эксперимент);

- статистические (анализ и обработка данных эксперимента).

Научная новизна исследования

заключается в том, что определены этапы развития ранней алкоголизации и табакокурения подростков; разработана система педагогической профилактики вредных привычек у подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой новую область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды социологических, психологических, правовых, педагогических, медицинских воздействий на личность подростка и окружающие его условия. Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; подготовку педагогов к ведению профилактической работы; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога с учреждениями по трудоустройству подростков; организацию педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики; 4) определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности системы педагогической профилактики.

Еще по теме:

Научная гипотеза
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной ...

Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека
Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, из ...

Характер и темперамент
Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера определяется физиологической основой того и другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru