Принципы и модели педагогической профилактики

Страница 2

Первичная профилактика имеет несколько направлений реализации.

Общая воспитательная работа с детьми. Ее основная цель заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

В структуре антинаркогенных установок выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Информационный компонент включает в себя все сведения об аспектах наркотизма, которые позволят предотвратить знакомство с наркогенными веществами (влияние на организм, физическое и психическое здоровье, социальный статус и т.д.). Оценочный компонент базируется на определенном негативном восприятии ребенком явления, факторов, связанных с ним. Поведенческий компонент представляет собой комплекс приемов и навыков, позволяющих ребенку избежать пробы наркотического или токсикоманического вещества, а также вариантов поведения, обеспечивающих реализацию потребности в удовольствии за счет социально ценных источников.

Существует множество вариантов реализации этого направления. Это и использование на занятиях определенных обучающих программ, включение специальных сведений в содержание традиционных школьных курсов (например, на уроке математики подсчитывается «цена» наркотизации для здоровья, на уроках биологии рассматривается влияние наркотиков на системы организма и т.п.), организация тренингов, различных тематических мероприятий (акции, шоу, дискуссионные клубы и т.п.).

Коррекционная работа с детьми группы риска. Работа направлена на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать знакомство с наркогенными веществами. Она предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе. Это направление реализуется за счет работы школьной социопсихологической службы (в большинстве школ сегодня есть психолог и социальный работник). Основными формами являются психолого-педагогическая диагностика (выявление группы риска, определение основных причин, обусловливающих трудности социальной адаптации), индивидуальные консультации для учащихся, специальный психолого-педагогический контроль, организация коррекционных тренингов, мастерских и т.п.

Работа с несовершеннолетними, имеющими опыт использования наркогенных веществ. Ее основная цель заключается в предотвращении дальнейшего развития наркогенного заражения у детей, успевших познакомиться с одурманивающими веществами. Она связана с выявлением учащихся, использовавших одурманивающие вещества, организацией в школе специального антинаркогенного контроля, исключающего приобщение к наркотикам другим подростков, проведением различных тренингов, целя которых - научить детей сопротивляться наркогенному соблазну. В случаях, когда это необходимой организуется психологическое, медицинское консультирование несовершеннолетних в подростковых наркологических службах (подростковые наркологические кабинеты, служба доверия и т.п.).

Работа с родителями. Это направление предполагает решение нескольких задач - воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения) и образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики). Выделяют общую и специальную работу с родителями. Общая работа осуществляется за счет организации семинаров, лекций, привлечения взрослых членов семей к процессу антинаркогенной подготовки учащихся и т.п. и ориентирована на все группы родителей. Специальная работа направлена на родителей несовершеннолетних группы риска, а также тех детей, которые уже имеют опыт использования одурманивающих веществ. Она предполагает индивидуальное консультирование взрослых, помощь при организации их взаимодействия с учреждениями подростковых наркологических служб, совместную организацию антинаркогенного контроля, исключающего возможность использования детьми наркогенных веществ, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы [25, c. 25-26].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, фор ...

Требования к поддержанию работоспособности
Работоспособность – это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека. Пр ...

Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru