Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края

Полезная информация » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края

Страница 3

На втором этапе определялась динамика всех изученных показателей, и выявлялись уровни их структурной организации.

Духовно-деятельностный уровень

личности дошкольника характеризовали показатели: ценности, убеждения, мотивы и смыслы, коррекция своих и чужих духовно-нравственных действий, формирование и насыщенность деятельности нравственными эмоциями и чувствами.

Духовно-личностный уровень

характеризовали показатели: духовная сила, духовная красота как совокупность духовных ценностей; духовная активность; скромность; добродушие; оптимизм; степень выраженности Добра; степень выраженности Зла.

Регистрации позиций активной (пассивной) личности дошкольников осуществлялась экспертной оценкой воспитателей характеризующей общий уровень духовно-нравственного развития. Оба вышеназванных уровня отражают качественные критерии экспериментальной работы.

В процессе опытно-экспериментальной работы были доказаны и подтверждены выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края

Результативность опытно-экспериментальной работы проверялась по следующим критериям:

- сформированность у дошкольников внешних и внутренних компонентов активной личности;

- готовность дошкольника к саморазвитию внутренних компонентов активной личности и самореализации себя как социально-активной личности;

- социально-психологическая удовлетворенность дошкольников процессом саморазвития своей активной позиции.

На третьем этапе

планировалось выявить динамику процесса развития дошкольников, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследования.

В практике работы с детьми нами использовались основы музейной педагогики. Мы знакомили детей с экспонатами краеведческого музея г.Болгар, картинной галереи, где живет искусство прошлого и настоящего, где творится живая культура. Составляющими интегрированной методики работы с детьми являлись также - организация выставок мастеров кисти и самих детей в музее и в детском саду, участие в фестивалях народного творчества, «Играй, гармонь», комплексные занятия, экскурсии, походы на природу, вернисажи, живое общение детей с музейными работниками, художниками, поэтами, писателями, музыкантами, организация музейной среды в групповых комнатах.

На занятиях, в кружках, в свободной деятельности детей учили мастерству работы с природным материалом, глиной, деревом, давали навыки рисования, поэтического, музыкального и театрального творчества. Мы прекрасно понимаем, что не все дети станут художниками, поэтами, музыкантами. Главное, к чему мы стремились, - развить художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство красоты, желание и стремление к познанию искусства, истории. Знакомство с наследием наших предков, краеведческим материалом помогало приобщать детей к социальной действительности, повышало личностную значимость того, что происходит вокруг.

Старались сформировать у детей представление о том, что, живя в одном из сел Татарстана, вдалеке от больших культурных центров, мы можем развиваться благодаря образованию, духовному общению, взаимодействию друг с другом, взаимовыручке, культурному обогащению настолько, насколько мы сами этого захотим сделать в нашем городе, районе для себя и для других. И мы, татарстанцы, любим свой край, понимаем его и это чувство стараемся передать детям. На территории детского сада и вокруг него рвутся в небесную высь стройные сосны, березы соперничают с белизной первозданного снега. Дети каждый день впитывают эту первозданную, ни с чем несравнимую, красоту. Даем возможность детям вдохнуть в себя эту красоту и самым действенным способом являются народные гуляния, этнические праздники: «Троица», «Сабантуй», «Рождество», «Масленица», театральные представления, которые устраиваем прямо в березовой роще в разное время года.

В эксперименте принимало участие 15 дошкольников. В целом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют (на основе критериального показателя хи-квадрат 16,4 выше табличного на уровне значимости 99,9%) об эффективности реализации предложенных условий.

В ходе вторичного сбора информации среди студентов второго курса было 28,57%, проявивших активную социальную позицию, а после эксперимента их стало 46,7%, т.е. произошло увеличение на 18,13%. По всем другим позициям после эксперимента произошло уменьшение. В целом, на уровне значимости 99% произошли существенные изменения в сторону формирования у дошкольников активной социальной позиции и уменьшения количества детей с неустойчивой и негативной социальной позицией. На третьем этапе сбора информации произошло увеличение количества дошкольников проявляющих активную социальную позицию с 32,8% до 69,5%, что соответствует повышению на 36,7%. По всем остальным показателям произошли изменения в сторону уменьшения всех показателей. Четвертый этап сбора информации также показал увеличение количества дошкольников первой позиции и уменьшение всех остальных типов. В количественном соотношении это выглядело, как: увеличение количества дошкольников первой позиции с 45,5% до 70,7%, т.е. произошло повышение на 25,5% среди количества дошкольников первой позиции и уменьшение с 9,1% до 4% четвертой позиции, т.е. уменьшение произошло на 5,1%

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, к ...

Психология власти
Власть в общем смысле определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействия на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия). Примеры власти – эко ...

Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколь ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru