Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края

Полезная информация » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края

Страница 2

2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме историко-краеведческого характера, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение историко-краеведческого характера создается по замыслу детей, когда дается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми образа историко-краеведческого характера осуществлялся при максимальной их активности, что позволило детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения историко-краеведческого характера выставлялись на специальном стенде. Это давало возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве духовного развития дошкольников историко-краеведческого характера, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребенка с родной природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребенка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степени зрелости и др. способствуют развитию воображения детей, образного эстетического восприятия, формированию образных представлений. Рассказывая о природе родного края, воспитатель может подобрать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей.

Взаимосвязь изобразительной деятельности историко-краеведческого характера и ознакомление детей с природой родного края обогащает и знания детей о

природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память. Все это говорит о необходимости использования художественной деятельности в ходе духовного развития дошкольников в процессе изучения истории родного края.

Воспитание детей историей родного края стало основой педагогического эксперимента по созданию нового типа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад – открытая система формирования у детей основ духовности, нравственности и патриотизма».

Цель экспериментальной программы являлось: превратить образовательное учреждение в институт культуры, создать условия для развития духовных качеств личности детей и взрослых.

Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа.

На первом этапе

осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, философской, психологической литературе по теме исследования, проведено наблюдение за развитием детей.

На втором этапе

планировалось выявить и систематизировать содержание и направление организации учебно-воспитательного процесса при реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края, установить уровень развития детей, обобщить результаты эксперимента; разработать методические рекомендации для внедрения его в практику воспитания и обучения. Было установлено, что воспитательная система ДОУ, способствующая созданию социокультурного воспитательного пространства должна рассматриваться, как система влияний и условий развития духовной личности дошкольника, а также как система возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Целью эксперимента явилось исследование духовности, дошкольников в аспекте представлений в развитии духовно-нравственной субъектности как целостного (системного) качества в деятельности саморазвития.

Для исследования духовно-нравственных личностных особенностей была модифицирована «Ориентировочная анкета-тест для выявления внутренних компонентов активной социальной позиции личности дошкольника» (см. прил.1). На первом этапе определялись индивидуальные показатели, характеризующие деятельностные и личностные уровни духовно-нравственного развития дошкольников, особенности структурной организации этих показателей.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Анализ итогов деловых переговоров
Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необходимые меры для их реализации; сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров: 1) Анализ итогов пер ...

Дедуктивная аргументация
Дедуктивная аргументация представляет собой выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений. Если выдвинутое положение удается логически вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той ж ...

Этапы развития личности в теории З. Фрейда
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru