Духовное развитие

Полезная информация » Духовное развитие

Страница 1

Нелегко христианину жить сегодня в миру, пол­ном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия.

Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей.

Иные думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели од­ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все­гда, и в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).

Есть ещё одно обстоятельство.

Если о жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпываю­щей полнотой описывает путь иноков, то духов­ный опыт мирян, и в частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.

Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более все­го дать хорошее образование. Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова­ния, и мечтают увидеть в них талантливых музы­кантов, художников или ученых.

Иное должно быть на первом месте у родите­лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо­титься о том, чтобы дети выросли в непоколеби­мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизни ставили стяжание Духа Свято­го Божия» (из слов преподобного Серафима).

Если достигнут родители того, то все осталь­ное: и образование, и развитие дарований, и здо­ровье, — все приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей?

При решении всякой задачи следует, как гово­рят мудрецы, искать идеального решения. «По­ставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.

В самом важном для родителей деле — деле ду­ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности», которая ненавистна Госпо­ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут рас­ходиться с современными взглядами — не станем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять тех, которые некогда гово­рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

В условиях современной жизни родителям не­легко влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа стандарт­на и дается государством.

Было бы бесполезно обсуждать — что из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господства язычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).

Этот вопрос следует решать строго индивиду­ально — в зависимости от склонности ребенка.

В общем случае — этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение свет­ского образования духовным (изучение Священно­го Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).

Нужно помнить, что всякое светское дополне­ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного разви­тия, о значении которого для души ребенка гово­рить излишне. И не будут ли подобные — допол­нительные к школе занятия (светскими науками) теми «заботами житейскими», которыми не следу­ет отягчать свои сердца по заповеди Самого Гос­пода (Лк. 21, 34).

Вспомним также слова Премудрого Соломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12, 12). Из этих слов видно мне­ние Соломона, что приобретение истинной мудро­сти не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют последние над уче­ностью».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Концепция пансофии у Я. А. Коменского
В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки. Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учени ...

Личность, ее формирование, свойства и потенциал
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значен ...

Ощущения
Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент­ральной нервн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru