Духовное развитие

Полезная информация » Духовное развитие

Страница 1

Нелегко христианину жить сегодня в миру, пол­ном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия.

Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей.

Иные думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели од­ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все­гда, и в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).

Есть ещё одно обстоятельство.

Если о жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпываю­щей полнотой описывает путь иноков, то духов­ный опыт мирян, и в частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.

Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более все­го дать хорошее образование. Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова­ния, и мечтают увидеть в них талантливых музы­кантов, художников или ученых.

Иное должно быть на первом месте у родите­лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо­титься о том, чтобы дети выросли в непоколеби­мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизни ставили стяжание Духа Свято­го Божия» (из слов преподобного Серафима).

Если достигнут родители того, то все осталь­ное: и образование, и развитие дарований, и здо­ровье, — все приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей?

При решении всякой задачи следует, как гово­рят мудрецы, искать идеального решения. «По­ставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.

В самом важном для родителей деле — деле ду­ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности», которая ненавистна Госпо­ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут рас­ходиться с современными взглядами — не станем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять тех, которые некогда гово­рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

В условиях современной жизни родителям не­легко влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа стандарт­на и дается государством.

Было бы бесполезно обсуждать — что из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господства язычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).

Этот вопрос следует решать строго индивиду­ально — в зависимости от склонности ребенка.

В общем случае — этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение свет­ского образования духовным (изучение Священно­го Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).

Нужно помнить, что всякое светское дополне­ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного разви­тия, о значении которого для души ребенка гово­рить излишне. И не будут ли подобные — допол­нительные к школе занятия (светскими науками) теми «заботами житейскими», которыми не следу­ет отягчать свои сердца по заповеди Самого Гос­пода (Лк. 21, 34).

Вспомним также слова Премудрого Соломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12, 12). Из этих слов видно мне­ние Соломона, что приобретение истинной мудро­сти не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют последние над уче­ностью».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Основные проблемы в изучении интеллектуальных способностей
В каждой из перечисленных областей исследования накоплен значительный массив эмпирических данных. Однако, попытки составить представление о природе интеллекта на основе выявления и описания его свойств (внешних проявлений интеллектуальной ...

Человек - семиотическое существо
Поведение животных полностью определяется теми ситуациями событиями, с которыми они сталкиваются (в случае опасности животное бежит; если хочет есть, ищет пищу и т.д.). Поведение человека и ситуация, в которой он оказался, задаются языком ...

Определение девиантного поведения
Что же такое девиантное поведение? Вот какие формулировки девиантного поведения можно встретить в различных словарях: Отклоняющееся (девиантное) поведение — действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам ли ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru