Использование других методов изучения межличностных отношений.

Страница 4

1. на основании полученных данных составляются протоколы на каждого ребенка, куда из общегруппового протокола всех срезов выписывали соответствующие показатели

2. отдельно подсчитывается количество срезов, когда ребенок был один и когда он объединился в совместных играх с другими детьми. На основании процентного соотношения последнего числа к общему количеству срезов определяется коэффициент выраженности потребности ребенка в контактировании со сверстниками

3. вычисляется количество контактов, установленных тем или иным дошкольником, с каждым ребенком группы. Из всех детей отделяют тех, общение с которыми у данного испытуемого было избирательным.

4. суммируется количество контактов установленных каждым ребенком с отдельными детьми группы. Вычисляется показатель интенсивности общения.

5. вычисляется экстенсивность общения ребенка с детьми группы.

6. определяется средняя длительность общения ребенка в одном объединении.

7. анализируется характеристики зафиксированных игровых объединений на протяжении всего времени наблюдения.

С помощью этой методики без больших затрат времени можно вскрыть не только структуру группы в свободном общении, но и не менее успешно зафиксировать и изучить некоторые важные параметры, характеризующие групповое общение в целом, а также индивидуальные особенности общения отдельных детей – членов группы. Методика с используемыми приемами математической обработки является вариантом актометрической групповой методики. Заменить и зафиксировать с помощью этой методики особенности деятельности детей во всех игровых объединениях группы не возможно. Эта задача решается с помощью методики многократных хронометрических наблюдений за общением и деятельностью отдельного ребенка в группе, и в особенности за проявлениями его инициативности, возникающих конфликтов, за изменением характера деятельности и отношений в различных групповых объединениях.

Вывод:

На основе изученной и проанализированной литературы можно сделать вывод, что рисунок является средством изучения межличностных отношений в группе.

Большое внимание изучению рисунка как метода было уделено в зарубежной психологии. Анализ детского рисования подвергался влиянию тех или иных направлений в психологической науке. Под влиянием биологизаторских идей в психологию приходит мысль о тестировании интеллекта ребенка через анализ его рисунка.

Отечественные психологи природу детского рисунка рассматривают с точки зрения сложившейся в отечественной психологии теории психологического развития ребенка, которая опирается на марксисткие о социальном наследовании психологических свойств и способностей и присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Большую роль при анализе детского рисунка играет правильная интерпретация рисунка.

Большинство психологов выделяют следующие критерии, по которым целесообразно интерпретировать изображенное на детском рисунке: состав, последовательность выполнения, пространственное расположение, особенности выполнения фигур.

[8]Также при проведении методики необходимо учитывать комментарии ребенка к рисунку. Важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как способ выражения своего отношения к изображенному.

Для того, чтобы дать объективную оценку межличностным отношениям в группе необходимо комплексное использование всех методов изучения межличностных отношений. К этому выводу приходят многие психологи.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Использование игры в ходе развития духовности дошкольников
Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть к ...

Теория развития личности Эрика Эриксона.
В данной работе ключевой является теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступные концепции выше). В данной теории большое значение уделено феномену доверия к себе и к миру как базовой установке личности. Кроме того, логика ...

Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, ес ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru