Использование других методов изучения межличностных отношений.

Страница 3

[6]Различается параметрическая (ограниченное число выборов) непараметрическая (неограниченное число выборов) социометрия. Обычно по количеству выборов, полученных каждым членом группы, определяется его положение в социометрической структуре группы. Существует несколько общеупотребительных способов обработки результатов социометрического вопроса: графические- социограммы, табличные- социоматрицы, статические и аналитические- вычисления коэффициентов и индексов. Эти способы обработки позволяют получить персональные и групповые социометрические индексы, характеризующие целостную социометрическую конфигурацию выборов в группе. При разработке социометрических методов применительно детям дошкольного возраста встанет немало трудностей:

1. младшим дошкольникам иногда сложно понять словесную инструкцию взрослого, осознать свои избирательные отношения, принять экспериментальную задачу.

2. в группах дет. сада практически никогда не присутствует 100% детей.

Исследователи при изучении групп детей дошкольного возраста используют беседу, с вопросами по различным критериям выбора: «С кем бы хотел дружить? Играть?» и т.д. Т.А. Репина предположила, что психологическим особенностям детей дошкольного возраста больше соответствует методика «выбор в действии».

В исследованиях Г.Е. Ивановой проведено сравнение социометрических выборов сделанных дошкольниками в вербальном общении эксперименте и при «выбор в действии». Если в процессе беседы с ребенком по поводу желаемых выборов он не обнаруживал четко выраженного предпочтения к кому-либо из сверстников, то во время реальных выборов оно появилось. Методика эта без последующей соц. обработки использовалась в качестве дополнительного приема в исследовании Т.А. Марковой (выбор сверстника, которому ребенок дарит свой рисунок). Наиболее полно эта методика разработана и применена Я.Л. Коломинским. Из диапазона дошкольного возраста он в основном изучал детей старших и подготовительных к школе групп дет. сада. Он использовал при этом методики «выбор дежурного» и «у кого больше». Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах. В протоколе фиксируется следующее:

1) как ребенок принимает задачу подарить картинку другим;

2) имена детей, которым испытуемый отдал свой 1, 2, 3-й выбор. Через 2 дня в протокол заносится ответ ребенка на вопрос «Кому из детей группы ты сделал подарки, когда играл в игру «Секрет»». Экспериментальная игра «Секрет» - это вариант параментрической социометрии. В основном используется положительный критерий, но можно использовать и отрицательный: «Если бы я дала тебе много картинок, трем детям из вашей группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы: 1) подгруппа (звезды – 6 и более выборов);

2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

3)- (непринятые 1-2 выбора);

4)- (изолированные – 0).

Наиболее ярко проявляются отношение детей в общении со сверстниками, и в первую очередь нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении воспитателя с дошкольниками можно получить наблюдая за детьми в групповой комнате или на участке. Т.А. Репина была разработана экспериментальная методика, названная методикой одномоментных срезов структуры группы дет. сада в свободном общении. Эта методика предназначена в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика срезов позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры, учитывая принадлежность ребенка к какому-либо микрообъединению в период свободного общения, когда дети принимают к той или иной микрогруппе по собственному желанию, проанализировать отношение, проявляющиеся в свободном общении дошкольников. В период для свободных игр и занятий экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения и детей, играющих в одиночку. Срезы проводят трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное 20. В протоколах каждый ребенок значится под номером, соответствующем его номеру в общегрупповом списке; первые номера принадлежат девочкам, последние – мальчикам. Номера постоянны на протяжении всех замеров. [7]После замеров производится следующая обработка результатов:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколь ...

Этапы развития личности в теории З. Фрейда
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убе ...

Специфика внутригрупповых отношений в производственной группе
Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве. Организация — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входя ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru