Игра как средство изучения особенностей детского общения

Страница 1

Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одно­временно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаи­моотношениях.

В нашем опыте система игровых ситуаций была исполь­зована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, что фиксировалась система приемов, которыми лидер реальных взаимоотношений добивался лидерской позиции в игровом сюжете.

В классе, с которым работала автор в качестве предметника и классного руководителя со второго класса (это экспериментальная школа с предметным обучением в на­чальных классах), она руководила «Клубом любознатель­ных». На занятиях клуба использовались различные игро­вые формы: защита фантастических проектов, конкурс «киностудий» (показ тематических рисованных фильмов), импровизации на тему сказок и т. д.

[1]В начале обучения в четвертом классе были организо­ваны следующие игровые занятия. Все ученики распреде­лялись на группы по 4 - 6 человек. Каждая группа, полу­чив название сказки, должна была распределить роли и показать сказку, как угодно изменяя сюжет.

Вот как это происходило в группе, где находился один из универсальных лидеров класса Лева — мальчик высоко­го интеллектуального развития, остроумный, обладающий великолепной реакцией. Эта группа для игры получила сказку «Красная Шапочка». Лева предложил сыграть эту сказку «наоборот». Предложение было встречено с энтузи­азмом: принцип «наоборот» десятилетним детям представляется очень оригинальным. Итак, Лева своим предложе­нием сразу обеспечил себе роль режиссера. Но он, оказы­вается, смотрел намного дальше, на несколько «ходов» вперед. «Пусть в сказке все будет наоборот. Пусть Крас­ной Шапочкой будет тот, кто абсолютно непохож на нее». Этим предложением он закрепил за собой и главную роль, так как изо всей группы (три мальчика, две девочки) именно он — высокий мальчик спортивного вида — менее всего походил на Красную Шапочку, и все единодушно вы­двинули его на главную роль. Далее, реализуя условие «наоборот», ему ничего не стоило навязать сюжет: жил-был бедный волк в лесу, который всего боялся. Он попал в капкан. Храбрая девочка Красная Шапочка спасает вол­ка и ведет его к своей бабушке, где он и поселяется сто­рожить избушку. Так сказку и сыграли.

В следующей серии игр автор не только распределила сказки, но и сама закрепила за всеми участниками роли, а также точно обозначила сцены, которые надо в сказке изобразить, предельно ограничив возможности их выбора самими детьми (в целях эксперимента).

Данной группе была дана сказка «Морозко», Леве — роль собачки Жучки, назначена последовательность сцен: первая сцена «В избе», вторая сцена «В лесу», третья сце­на «Возвращение из леса».

Эта группа была вызвана первой для показа (в первой же серии проводилась жеребьевка групп). Все действующие лица заняли свои места и объяснили, что они делают: Дед сидит, читает газету, Падчерица подметает пол, Ма­чеха готовит обед, Дочка глядит в окно, Жучка караулит дом у двери.

Мачеха (энергичная девочка с быстрой, развитой речью) говорит: «Дед, пошли Падчерицу в лес, дрова кон­чились».

Дед — мальчик интеллектуальный, начитанный, разви­тый, но с замедленной реакцией. Пока Дед поворачивал голову в сторону Мачехи, Жучка опередила его: «Тяв-тяв, Мачеха, в лесу холодно, у Падчерицы обуви нет, иди сама в лес».

Между Мачехой и Жучкой начинается бурный диалог, из которого Жучка выходит победительницей. По ее на­стоянию все идут в лес. В лесу их ждал Морозко — такой же универсальный лидер класса, как и Лева. Но так как Жучка уже захватила инициативу в первом действии, сформировав у действующих лиц установку на себя как на лидера, то Морозко не сумел даже на главной роли перехватить эту инициативу. В финале по настоянию Жучки Морозко замораживает Мачеху и одаривает Падчерицу.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Следствия, противоречащие фактам
Чаще всего ложность антитезиса удается установить простым сопоставлением вытекающих из него следствий с фактами. Так обстояло, в частности, дело в примере с гриппом. Друг изобретателя паровой машины Д. Уатта шотландский ученый Д. Блэк вв ...

Симптомы и факторы возникновения тикозных гиперкинезов
Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охв ...

Детские капризы
Самый первый, а потому самый трудный "пик капризов" приходится на возраст 2 - 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru