Игра как средство изучения особенностей детского общения

Страница 2

Так игровые ситуации позволили выявить особенности стратегии поведения лидеров в детском возрасте. Уже в этот период дети могут обеспечить себе лидерские пози­ции, овладев любой игровой ситуацией, где действуют та­кие средства самоутверждения: развитая речь, способность предвидеть реакции партнеров на несколько ходов впе­ред, быстрая реакция в диалоге.

Свой опыт взаимоотношений дети выявляют в свобод­ных ролевых играх. [2]Большой материал дают сюжетные игры в куклы. У психологов есть даже специальный тест, который так и называется — «Тест игры в куклы». Он проводится так.

В игровой комнате детского учреждения образуется ку­кольный дом. В реалистической обстановке, соответству­ющей убранству современной квартиры, располагаются куклы — члены семьи: бабушки и дедушки, папы, мамы, тети, дети разных возрастов. В набор игрушек также вхо­дят куклы, наделенные различными социальными ролями: учителя, врачи, милиционеры, дворники, продавцы и дру­гие. Куклы в различных сочетаниях предлагаются детям для игры. Часто им предлагаются игрушки, из которых мо­жет быть составлен двор в городе или деревенской мест­ности, обстановка спортивного зала или школьного клас­са. Детям может быть предложена игра по заранее заданному сюжету или предоставлена полная свобода дейст­вий. Один из вариантов этого эксперимента назван «кар­тина мира», и, действительно, после нескольких игровых сеансов создается достаточно глубокое и полное представ­ление о том, каким представляется окружающий мир иг­рающим детям.

Проигрывая сюжеты «В семье» дети за своих кукол го­ворят различные монологи, в которых отражаются реаль­ные переживания детей. Вот некоторые примеры их вы­сказываний, которые зафиксированы психологами: «Я люб­лю свою младшую сестренку», «У меня никудышный брат», «Моя мама самая красивая!», «Моя мама хорошая, толь­ко нервная!», «Если бы мой брат никогда не родился», «Я никому не даю в обиду свою сестру», «Моя мама — коро­лева!», «Моя мама — баба-яга!».

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликт­ные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представле­ний детей о нормах морали.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Освещенность вопроса эмоциональной стойкости у студентов-психологов в современной научной литературе
В отечественной и зарубежной психологии выделяют великое множество подходов к исследованию личности, но в последние годы значительно возрос интерес к прикладному аспекту этого психологического направления - исследованию профессиональных и ...

Роль, эмоций в жизни человека
Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического р ...

Понятие воли
Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru