Стрессовая ситуация, особенно в начальной стадии соматического заболевания, повышает требования к приспособительным механизмам. Любой стресс – физический, эмоциональный, вызванный болезнью, потрясением, болью, травмой – вызывает цепную реакцию, начиная с коры головного мозга и кончая субклеточними образованиями
(Суворова В.В., 1975,
Лазарус Р., 1970).
Все сказанное позволяет рассматривать внутреннюю картину болезни как результат адаптации личности к тем стесненным условиям, которые представляет болезнь.
Однако в начальной стадии соматического страдания психическая адаптация болезни не достигает своей оформленности и устойчивости, она может сменяться дезадаптацией. Следовательно, для психологической картины начальной стадии соматической болезни часто характерны психогенно- стрессовые проявления в виде элементов тревоги, страха, растерянности.
Кроме того, в становлении соматонозогнозий, выраженности ее структурных элементов существенную роль играет начало болезни (острые воспалительные заболевания, пароксизмы с резким болевым синдромом, тяжелые травмы) с отчетливой выраженностью симптомов, быстрым нарастанием степени их тяжести, наличием угрозы для жизни.
При хроническом типе течения болезни структура соматонозогнозий определяется не только стадией, но и ситуацией, в которой оказывается больной. Специфические изменения психической сферы соматических больных обусловливаются как длительностью течения болезни, так и продолжительностью их пребывания в стационарах. Это находит свое отражение в сниженности настроения.
Такому типу реагирования в определенной мере способствует ограничение возможностей, тяжелые болевые ощущения, неясность перспектив выздоровления. Становясь пессимистами, обидчивыми и чувствительными, такие больные могут быть одновременно равнодушными и холодными.
Психологические сдвиги при выздоровлении, весьма полиморфны. Они зависят от таких факторов, как тип течения заболевания, его характер, выраженность патологических расстройств. Иногда, наблюдается несоответствие между периодом соматического выздоровления и периодом «освобождения» больного от сознания болезни, когда человек, будучи уже практически здоровым, продолжает чувствовать себя больным.
В противоположность субъективным ощущениям полного выздоровления, подчас наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них.
Затяжные формы соматической патологии часто сопровождаются ипохондричностью, тревожной мнительностью (Фелинская Н.И., Чибисов Ю.К., 1975).
Как известно, в процессе ведения больных различают три периода: диагностический, лечебный и реабилитационный. Выделение этих периодов, конечно, носит условный характер. Так, например, уже в диагностическом периоде могут присутствовать элементы лечебного и даже реабилитационного периодов. Каждый из них имеет свою психологическую характеристику.
Уже в жалобах больного отражается субъективная оценка изменившегося самочувствия состояния здоровья. Возникающая при этом ситуация, отрицательная по своей сущности носит стрессовый характер. Переживания, связанные с ожиданием результатов обследования, установление диагноза, вызывают эмоциональное напряжение. Поэтому, субъективно-психологическое состояние в диагностическом периоде характеризуется эмоциональными сдвигами, переживаниями, которые зависят от болезненных ощущений и связанных с ними представлений о характере заболевания.
Следовательно, уже в диагностическом периоде картина болезни включает в себя не только сенсологический, оценочный этапы, но и формирующиеся типы отношения больных к своему заболеванию.
Имея информацию о субъективном состоянии больных, сопоставляя ее с результатами объективного обследования, врач может более всесторонне оценить эффективность лечения.
Таким образом, развитие соматического заболевания – это сложный процесс, в который наряду с клиническими стадиями, фазами и типом течения можно проследить психологические сдвиги. Начало заболевания сопровождается явлениями стресса, в стадии разгара болезни развивается адаптация к ней, в зависимости от исхода наступает та или иная степень психологической реабилитации. Залогом правильного лечения является сбалансированный диагноз, т.е. диагноз, учитывающий реальный удельный вес, как органических изменений, так и нервно-психологических наслоений у данного конкретного больного.
Отсюда совершенно очевидно, что такое исследование не может и должно быть трафаретным, как это часто бывает при собирании анамнеза и субъективного статуса больного, а является сугубо индивидуальным изучением личности человека.
Еще по теме:
История изучения и статистика детской гиперактивности
Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действен ...
Влияние неполной семьи на эмоциональный мир ребенка
Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают ...
Создание семейных групп
Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных) групп.
Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информа ...
