Доверие как предмет социально-психологического исследования

Полезная информация » Доверие как предмет социально-психологического исследования

Страница 3

- работы лидеров современной герменевтики Х.‑Г. Гадамера и П. Рикера, показавших, что вера входит в структуру любого познавательного акта и самопознания. Опираясь на веру, человек может понять и принять собственное бытие.

Дистанция между субъектом и объектом веры принципиально неустранима. Когда речь идет о подлинной вере, те же отношения первоначально выглядят как субъект-объектные, но они могут перейти и в отношения субъект-объект-субъектные. Это означает, пишет Т.П. Скрипкина, что, совершив акт принятия, высший уровень которого предполагает отождествление субъекта с содержанием того, во что человек верит, некоторые содержательные образования S изменяются, т.е. меняется содержание его сознания, которое теперь можно обозначить как S'. При этом содержание веры становится сущностью или содержание веры до такой степени принимается субъектом, что происходит акт отождествления субъекта с содержанием веровательной установки. Доверие как специфическая форма веры выполняет другие функции. Отождествление между субъектом и объектом принципиально невозможно при доверительной форме веры, поэтому важнейшая функция доверия – это соотношение субъективного и объективного, позволяющее человеку целостно воспринимать свое бытие.

Доверие человека к миру как базовую установку личности впервые выделил социальный психоаналитик Э. Эриксон. Это первая фаза эпигенеза, первый кризис идентичности, в основе которого – выбор между доверием и недоверием к миру. Доверие определяется Э. Эриксоном как «краеугольный камень жизнеспособности личности» и формируется из органической связи матери и ребенка, а первый его индикатор – готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения. По сути, первое проявление автономности индивида. И доверие к миру, таким образом, формируется одновременно с другой базовой установкой – доверием к себе, неслучайно создатель эпигенетической концепции писал, что наша идентичность – единство индивидуальной и коллективной идентичностей, доверие к миру необходимо рассматривать целостно, в единстве с доверием к себе и другим людям как части этого мира.

Понять логику развития доверия как базовой установки помогают фундаментальные психологические концепции отечественной психологии, анализирующие проблематику отношений человека и мира. Л.С. Рубинштейн определяет мир как «совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен».

Значимость выступает ключевым условием отношений с миром, она служит априорным условием его направленности на те или иные аспекты природы, культуры, социума. Значимость как одну из важнейших детерминант осмысления и отражения окружающего мира человеком подчеркивал в своих работах А.Н. Леонтьев, и в структуре доверия оно определяет меру доверительности в отношениях.

Особую роль при этом играет соотношение внешнего и внутреннего контроля. Л.С. Рубинштейн показал, что развитый внутренний контроль связан с рефлексией и ценностным отношением к собственной целостности. С точки же зрения проблематики доверия, здесь заложено понимание того, что абсолютным доверие человека к себе быть не должно, так же как не должно быть и абсолютным недоверие к себе, ибо абсолютизация недоверия к себе приводит к утрате собственного «Я», индивидуальности, постоянному поиску подтверждения себя самого извне. При абсолютизации же доверия к себе индивид становится сам для себя высшей и единственной ценностью, что, в конечном счете, ведет к деградации личностного развития и отсутствию любой этики. Идеи, заложенные в трудах СЛ. Рубинштейна, служат основанием для психологического понимания доверия как двухполюсного явления. Оно одновременно направлено в себя и в мир, а мера соотношения доверительного отношения к себе и к миру лежит в основе стратегии поведения человека, а значимость и безопасность являются основными универсальными условиями этого специфического отношения, которое предшествует самому акту взаимодействия человека с миром.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-препод ...

Эмоциональные состояния
Как мы говорили выше, эмоции являются сложными психическими явлениями. Наиболее значимыми эмоциями считаются следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, сами эмоции, чувства настроения и эмоциональный стресс. Аффект (от лат. аffec ...

Личность как предмет гуманистической психологии
Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психоло ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru