Доверие как предмет социально-психологического исследования

Полезная информация » Доверие как предмет социально-психологического исследования

Страница 1

90-е годы – это годы стремительного роста интереса к доверию как социальному и психологическому явлению. «Доверие называют «социальным капиталом», «скрепами общества», указывая на исключительную важность этой неуловимой, неосязаемой, неформализуемой составляющей человеческой жизни, – отмечает П. Шихирев. – В общественных науках доверие как объект исследования выходит на одно из первых мест. Исследование доверия становится модой и показателем современного уровня развития социальных наук». П. Шихирев уловил основной импульс этого интереса у зарубежных коллег: прагматическая потребность политики и экономики, производства, управления, бизнеса. Не случайно один из известнейших американских бизнес-консультантов Р.Б. Шо свою книгу «Ключи к доверию в организации» начинает с определения 4 уровней влияния доверия на деятельность социальных групп и организаций:

1. Организационный успех: доверие – важнейшая часть делегируемых полномочий людям, командам и группам для реализации широкого диапазона стратегических целей, что помогает обеспечить общий успех.

2. Эффективность командной работы, которая зависит от способности людей к взаимному сотрудничеству и взаимодоверию при реализации общих целей.

3. Межличностное сотрудничество: точность и полнота обмена информацией, сплачивание вокруг целей, готовность идти вместе на риск и преодолевать трудности – все это напрямую зависит от уровня доверительных отношений в группе.

4. Доверие на индивидуальном уровне: предоставление сотрудникам той или иной степени автономии, ресурсов и поддержки, необходимых им для выполнения персональных задач, требует доверия к ним со стороны коллег.

Это особенно важно для руководства, поскольку люди в большей степени склонны поддерживать тех, кто, по их мнению, заслуживает доверия.

На рубеже XX–XXI веков интерес к доверию стал тенденцией развития и отечественной общественно-научной мысли. Не только мировое, но теперь и российское сообщество гуманитариев осознало, что «дефицит ведет к большим проблемам, но достигать его становится все труднее и труднее. Этот парадокс в большей степени обусловлен постоянными переменами в различных областях жизни, некомпетентными методами руководства и управления, непоследовательностью в принятии решений и во взаимоотношениях, низким уровнем сплоченности в различного рода и уровня общностях людей». Все это в равной степени относится и к рекрутинговой деятельности, на девять десятых выстроенной на отношениях людей, где доверию принадлежит одна из ключевых ролей в эффективном функционировании и развитии компании, грамотном менеджменте, профессиональном развитии и самоактуализации сотрудников и многом другом. Понимание этой роли невозможно без комплексного представления о феномене доверия в целом и аспектах его проявления, без обращения к опыту изучения доверия в отечественной и зарубежной психологии.

Исследователь, проявивший интерес к доверию, будет поражен многообразием и полиаспектностностью анализа феномена, солидным числом совершенно различных определений, схем анализа, психотерапевтических приемов, где он фигурирует. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов, проведенный Т.П. Скрипкиной, позволил ей сделать вывод, что в различных направлениях психологической науки речь шла о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего выступало условием существования какого-либо другого явления: это доверие к миру, доверие к другому и доверие к себе. Доверие также традиционно рассматривается как составляющая различных видов отношений, в частности Л.Я. Гозманом, И.С. Коном, М.Ю. Кондратьевым, Е.А. Хорошиловой. Статус самостоятельного» отношения доверию придается гораздо реже, но и в этом случае оно не наделяется собственными психологическими характеристиками. Как вид общения доверие выделяет B.C. Сафонов.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru