Этические проблемы в психологическом исследовании. Измерение концентрации внимания

Полезная информация » Этические проблемы в психологическом исследовании. Измерение концентрации внимания

Страница 1

Интерес к этическим проблема в психологии вырос в последнее время. Это связано с тем, что возрастает востребованность психологов и расширяются возможности, а с другой - возникают какие-то новые, неведомые по прошлому опыту проблемы. В частности, одним из источников этих проблем оказывается то, что психолог не просто взаимодействует испытуемым, пациентом, клиентом, подозреваемым и т.д., но так или иначе воздействует на него. Подобного рода воздействие в медицине сейчас принято называть вмешательством. Однако если в медицине имеется в виду вмешательство прежде всего, хотя и не исключительно, в телесную сферу, то здесь речь идет о вмешательстве в психическую жизнь человека; при этом следует подчеркнуть, что в обоих случаях оно может иметь очень серьезные и порой далеко не всегда позитивные последствия. Иначе говоря, вмешательство может рассматриваться в самых разных аспектах, и в том числе подвергаться этической, моральной оценке.

Первым документом, регулирующим профессиональное поведение психологов стал Этический кодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г.

Откликнувшись на неуклонно возраставшую потребность в официальном этическом кодексе, Н. Хобс принял на себя руководство Комиссией по этическим нормам вскоре после окончания II мировой войны и возглавил работу над этим проектом. Эта комиссия работала на протяжении 5 лет, собрав от членов АРА 1000 кратких эпизодов, в которых описывались ситуации этичного и неэтичного поведения. В конечном счете она разработала документ объемом 171 с. — «Этические нормы психологов» (Ethical standards of psychologists), включавший сборник ситуаций и Этический кодекс, состоящий из 6 основных разделов и 28 подразделов.

Развитие науки и практики психологии за прошедшие с той поры годы сопровождалось заметным изменением в частоте и характере этических проблем, с которыми сталкиваются психологи.

Сейчас в нашей стране и за рубежом известны два наиболее важных исходных документа в отношении этических проблем, возникающих перед психологами, — это «Этические принципы психологов» (Ethical principles of psychologists) и «Этические принципы проведения исследований с людьми» (Ethical principles in the conduct of research with human participants) Американской психологической ассоциации (АРА). В дополнение к этому, «Критерии для аккредитации докторских программ и интернатур в профессиональной психологии» (Criteria for accreditation of doctoral programs and internships in professional psychology) требуют для полноценной подготовки в профессиональной психологии прохождения обязательных курсов научной и профессиональной этики, а также изучения соответствующих норм.

Этические принципы представляют собой оценочные суждения, часто трудно переводимые в реальное поведение; психологи, которые не дают себе труда задуматься над этими проблемами, нередко сталкиваются с этическими дилеммами. Ниже будут рассмотрены три важных этических принципа из «Этических принципов психологов» АРА: публичные высказывания, конфиденциальность и компетентность.

Публичные высказывания. Этот принцип относится к деятельности психологов, направленной на оказание помощи людям, которая связана с принятием более обоснованных решений. Публичные высказывания следует основывать на современном состоянии гуманитарных и естественных наук, не забывая, что в отношении любого научного исследования существуют пределы раскрытия и ограничения на использование полученных в нем данных. Кроме того, данный принцип предостерегает психологов, предоставляющих индивидуальные диагностические и терапевтические услуги, от выхода за рамки профессионально-психологических отношений с клиентом.

Второй вопрос, не выходит ли помощь с использованием СМИ за рамки контекста профессионально-психологических отношений, представляет сложность для определения. Большинство профессиональных психологов согласились бы (и суд тоже соглашается), что профессиональные отношения начинаются с момента вступления клиентом в контакт (даже по телефону) со специалистом и согласия специалиста продолжить обсуждение с этим клиентом его психологических проблем. Это могло бы служить парадигмой для коммуникации с использованием СМИ. Однако не каждый психолог готов оказывать психологическую помощь через СМИ. Один важный вопрос, требующий рассмотрения, а именно: перевешивают ли выгоды от психологического консультирования через каналы СМИ, связанные с этим риски, — являются не только этической, но и эмпирической проблемой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Доверие как социально-психологическое явление.
В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с дру ...

Психологическое время личности
Суждения ребенка младшего школьного возраста о своем прошлом, настоящем и будущем еще достаточно примитивны. Обычно реально ребенок этого возраста живет сегодняшним днем и ближайшим будущим. Далекое будущее для младшего школьника в целом ...

Психология искусства
Психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Психология и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru