Появление музыкальной психологии

Страница 1

К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как отдельной отрасли психологического знания.

В начале ХХ века были выделены основные задачи музыкальной психологии:

1. познать связь психических функций, на которых основываются все музыкальные явления;

2. исследовать функционирование музыки, психологию занимающихся музыкой людей. Причины различного воздействия музыки и ее выразительности.

Также музыкальная психология видела своей задачей изучение внутреннего мира самой музыки в той форме, как она раскрывается в творческом акте. Этими проблемами занимались видные психологи, музыковеды, педагоги-музыканты XIX-XX веков.

Нас, в данной статье, интересует тесная взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Так, активно развивалось направление психологии музыкального развития, которое изучало индивидуальную предрасположенность к музыке в раннем возрасте, и в дальнейшем переросла в музыкальную психологию детей, занимающуюся предрасположенностью к музыке, типичными и индивидуальными формами ее раскрытия, психологией музыкальной одаренности (ощущения, восприятия, памяти, эмоций и фантазии). Далее это переросло в одну из ветвей музыкальной педагогики, оставшись и в наши дни активно изучаемым направлением музыкальной психологии.[1]

Еще в начале века появляется ряд интересных работ, связывающих области музыкальной психологии и педагогики. Так, например, К. Флеш «Упражнения для скрипки» 1928 и А. Хальм «Упражнения для фортепиано» 1930, разбирают технику преподавания вплоть до медицинской психологии. Интересна и прогрессивна идея Карла Адольфа Мартинсена. В своей работе «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» 1930/37, он опирается на взгляды В. Вундта (немецкого психолога), и говорит о необходимости решительной замены физиологической установки в музыкальной педагогике на психологическую. «На место технического обучения, идущего от внешнего к внутреннему, должно поставить обучение, идущее от внутреннего к внешнему».

Одной из первых точек соприкосновения психологии и педагогики можно считать проблему музыкальных способностей и одаренности. Так, проблемами психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей еще в 60-е годы прошлого века начал заниматься Френсис Гальтон, который утверждал, что гениальность или ее отсутствие зависят от наследственности, а не от предоставленных возможностей. Также, в XIX веке, давшем начало современной нейрологии, развивается концепция локализации функций в коре головного мозга. И в это же время начинает активно изучаться проблема музыкальности.[2]

Так, Knoblauch (1888) вводит термин «амузия», который подразумевает поврежденные способности к музыкальной активности. Probst (1899,1901) публикует клинико-патологическое изучение амузыкальных людей. Milner в 1962 году, используя тесты Сишора, показывает, что правая височная лобестомия, используемая при эпилепсии, приводит к определенным видам слуховых трудностей, например, сравнение тональных паттернов и суждение о качестве тона были заметно повреждены.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
На низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его ...

Понятие и сущность девиантного поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой но ...

Источники ценностных представлений
Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все­гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив­ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок? Выработка ценностей происходит довольн ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.inminds.ru