Кризис трёх лет

Страница 3

в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребёнка;

г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений;

д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих;

е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;

ж) заострённым чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.

Беззащитность, или незащищённость. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребёнок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит походящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Будучи неспособным защитить себя, он может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчёркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами.

Выраженность чувства "я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчёркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их трудно заставить попросить прощения: внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой. Свойственна подчёркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей. Тяжело переживают отрицательное отношение к себе.

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды.

Сенситивность является следствием, как определённого психотравмирующего жизненного опыта, так и чрезмерной опеки взрослых.

В заключении отметим то, чего не хватает детям с неврозами для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряжёнными, чрезмерно серьёзными, воспринимают всё слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъёма, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоопределяемом уровне; гибкости и непринуждённости в отношениях, умения принимать и играть роли.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

История развития экспериментальной психологии
Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследо ...

Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...

Блок приема и переработки сенсорной информации
Первый функциональный блок составляют анализаторы, или сенсорные системы. Анализаторы выполняют функцию приема и переработки сигналов внешней и внутренней среды организма. Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и о ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.inminds.ru