Кризис трёх лет

Страница 2

С негативизмом тесно взаимосвязаны и другие симптомы. "Упрямство - такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал… Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением" (Л.С. Выготский, 1984 с.370).

Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание. Мы зовём ребёнка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребёнка не совпало с требованием взрослого.

Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чём заключаются наши требования, и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: "Иди, катайся". На это негативист отвечает: "Не пойду". Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать - кататься - то хочется! Но оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.

Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, проявляющая в его поведении, как упрямство. Своеобразие упрямства вот в чём: малыш настаивает на своём не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться!

Слабость же личности ребёнка - вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится к негативизму. Только если негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чём настаивает.

По сути дела, и негативизм и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах.

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний.

Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возрасте интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, всё близко принимают к сердцу.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Всё держит в себе. Не склонен делиться переживаниями с окружающим. Выражает радость не бурно, а весь светится изнутри. Импрессивность может быть одним из проявлений медленного раскрытия потенциала психического развития Встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребёнок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих [8].

Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости, могут быть:

а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и церебрально-органической недостаточности;

б) трудносовместимое сочетание у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей;

в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний;

г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я";

д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики (к примеру, ребёнок хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства);

е) подчёркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в сообщении со сверстниками;

ж) наличие трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребёнок, в том числе

это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.

Склонность к беспокойству, волнениям обусловлена:

а) повышенной эмоциональной чувствительностью;

б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Заключение.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...

Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "лич ...

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это на ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru