Основные характеристики психологического эксперимента

Полезная информация » Экспериментальная психология » Основные характеристики психологического эксперимента

Страница 2

Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Задача педагогического исследования – конкретизированные или более частные цели педагогического исследования. Педагогическая психология - изучает закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения. В педагогической практике эксперимент относится к одному из научных методов исследования. С помощью эксперимента можно получить достоверную информацию, которая в дальнейшем может быть использована для решения личностных и коллективных проблем воспитанников. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продумано, создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, появляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими явлениями. В деятельности педагога эксперимент нередко применяется с целью выявления конкретных качеств личности и ее поведенческих аспектов в коллективе, а так же для выявления уровня различных психических процессов. Для разработки новых практических методов и теории воспитания необходим эксперимент, так как только путем различных вариантов взаимодействия с воспитуемыми возможно достичь гармонии в сложном искусстве педагога. Обучающий эксперимент - характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, "актуального" уровня и конечного, соответствующего "зоне ближайшего развития". Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг. Зона ближайшего действия - теоретический конструкт, призванный объяснить возможности человеческого учения. Специфика - характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

В школах чаще всего применяется:

Естественный эксперимент. Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, игры и т.д. Вошел в арсенал психологии после работ А.Ф. Лазурского, который разработал приемы естественного эксперимента.

Психолого-педагогический эксперимент. Появился в 30-х гг. на базе разработанного А.Ф. Лазурским метода естественного эксперимента. Призван улучшить обучение школьников, и подразделяется на:

а) констатирующий;

б) Формирующий.

Классический естественнонаучный эксперимент рассматривается теоретически с нормативных позиций: если из экспериментальной ситуации можно было бы удалить исследователя и заменить автоматом, то эксперимент соответствовал бы идеальному.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Концепция пансофии у Я. А. Коменского
В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки. Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учени ...

Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие ха­рактеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существова­ния. Д.А.Леонтьев различает следующие фор­мы существования ценно ...

Социальное чувство
Надо отметить, что центральным в индивидуальной психологии является принцип компенсации. Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru